Во всем мире торговля людьми остается глобальной проблемой, затрагивающей жизни миллионов. Более чем актуальна она и для Казахстана, являющегося для трудящихся-мигрантов одновременно пунктом назначения, отправки и транзита. июле этого года Глава государства подписал закон РК «О противодействии торговле людьми», содержащий новый понятийный аппарат, ранее на законодательном уровне не установленный и впервые включающий такие понятия, как «жертва торговли людьми», «потенциальная жертва торговли людьми», «субъекты противодействия торговле людьми» и другие.
В Шымкенте, помимо государственных органов, активную помощь жертвам торговли людьми оказывает общественное объединение «Правовой центр женских инициатив «Сана Сезiм». О том, почему трудовое рабство до сих пор не изжито и кто чаще всего становится пострадавшими от торговли людьми, рассказывает директор общественного объединения Шахноза ХАСАНОВА.
– Шахноза, как давно в фокусе вашей организации появились вопросы, связанные с оказанием помощи жертвам трудовой эксплуатации и торговли людьми?
– Этими вопросами ОО ПЦЖИ «Сана Сезiм» занимается с 2006 года, хотя изначально наше общественное объединение было ориентировано на оказание помощи женщинам и в первую очередь пострадавшим от сексуальной эксплуатации. Но в процессе работы мы начали ориентироваться на актуальные социальные проблемы нашего региона, расширили спектр нашей деятельности и включили вопросы трудовой миграции. И сегодня мы идентифицируем себя как неправительственная организация, защищающая права женщин, детей, недокументированных лиц и трудящихся-мигрантов.
– Кто подвержен риску стать жертвой торговли людьми?
– Здесь сложно точно указать возрастную категорию или половую принадлежность. Анализ обращений в организацию показывает, что женщины и девочки чаще всего оказываются пострадавшими от сексуальной и трудовой эксплуатации, а мужчины – в основном от трудовой. Имеет место и своего рода «микс» – смешанная эксплуатация, когда люди находятся, к примеру, и в сексуальной, и трудовой эксплуатации одновременно. Несовершеннолетних детей используют для попрошайничества и в съемках порнографических фильмов. Туркестанская область граничит с Узбекистаном, и существует безвизовый режим между странами. По этой причине идет большой наплыв трудящихся-мигрантов и, помимо узбекистанских граждан, на работу в Казахстан едут граждане Кыргызстана, Таджикистана. Есть даже случаи, когда в организацию обращались граждане африканских стран. В нашей стране мы чаще всего выявляем факты трудовой эксплуатации в сельском хозяйстве и в строительстве, а затем уже в сфере услуг. Работники, находящиеся в этих отраслях, подвергаются эксплуатации со стороны работодателей, не обеспечивающих им достойные условия труда, а также отобрав документы, часто лишают их свободы передвижения и надлежащего вознаграждения. Несмотря на широкие обсуждения и усилия по борьбе с трудовой эксплуатацией, корни этой проблемы часто кроются в социально-экономических факторах. Низкий уровень образования, бедность, отсутствие доступа к информации о правах трудящихся-мигрантов и правилах пребывания в стране создают почву для распространения этого негуманного явления.
– Какую помощь вы оказываете людям, обратившимся в вашу организацию?
– ОО ПЦЖИ «Сана Сезiм» оказывает бесплатную и конфиденциальную правовую, а также психосоциальную помощь пострадавшим от торговли людьми и домашнего насилия. В случае необходимости их интересы представляются юристами организации в суде. В центре работает телефон «горячей линии», где операторы консультируют и по выявленным потребностям перенаправляют пострадавших к нужному специалисту. При поддержке международных организаций, пострадавшим предоставляется также и прямая помощь: безопасное временное жилье, содействие в получении медицинской и психологической помощи, в зависимости от выявленных потребностей каждого пострадавшего от торговли людьми. Обратившимся к нам людям мы также предоставляем информацию о функциях государственных и правоохранительных органов и контакты специалистов, отвечающих за решение проблемных вопросов. Важную роль играют и профилактические меры по борьбе с торговлей людьми.
– Как с годами менялась ситуация, связанная с проблемой трудовой эксплуатации?
– Если брать пятилетнюю статистику обращений в нашу организацию по вопросам, связанным с торговлей людьми, мы видим, что с 2019 года по март 2024 года она увеличилась. И если раньше мы из трудовой и сексуальной эксплуатации вызволяли в год до сотни человек, то теперь – до 200. И даже эпидемия Covid-19, когда закрывались границы, не очень на ситуацию повлияла. Уже в 2021 году мы наблюдали резкое увеличение количества трудящихся-мигрантов. Причем, если до пандемии были в основном индивидуальные обращения, то после пандемии стали фиксироваться и групповые, так как и в Казахстан мигранты стали приезжать группами. Работу в нашей стране им предлагали свои же сограждане. Они связывались с работодателями в РК. Те брали на себя расходы, связанные с транспортом. Правда, потом все расходы, в том числе вознаграждение вербовщику, удерживались из заработных плат мигрантов. И в последующем зачастую по этой причине и возникали конфликты. После этого мигранты обращались либо напрямую к нам или в полицию, либо связывались с родственниками в Узбекистане. Родственники обращались к нашим партнерам, а партнеры – выходили на нас. Как только поступало обращение в нашу организацию, мы старались реагировать очень быстро и совместно с полицией отправлялись вызволять трудящихся-мигрантов. И в этой ситуации, когда от работодателя уходил один работник, с ним уходила вся группа. Поэтому и статистика в целом стала расти.
– То есть, с годами спрос на трудовых мигрантов в нашей стране не снижается?
– Он стабилен. И все потому, что иностранные рабочие соглашаются на меньшую оплату, чем казахстанцы, и берутся за любую работу. Поэтому на них всегда есть спрос. К сожалению, не все работодатели исполняют взятые на себя обязательства и наемные рабочие, порой, лишаются не только документов, но и доступа к социальным и медицинским услугам. При этом необходимо отметить, что зачастую и сами мигранты осознанно нарушают правила пребывания на территории нашей страны.
– Ваша организация несколько лет занималась реализацией проекта, направленного на оказание помощи жертвам торговли людьми. Что он предусматривал?
– Республиканский проект «Вместе против торговли людьми через наращивание потенциала организаций гражданского сообщества» стартовал в апреле 2019 года и завершился в марте этого года. Первоначально это был трехлетний проект, но в связи с большим количеством обращений в ОО ПЦЖИ «Сана Сезім» по вопросам торговли людьми было принято решение о его продлении. Первые три года проект реализовывался в 11 городах Казахстана – Астане, Алматы, Актобе, Актау, Кызылорде, Костанае, Караганде, Петропавловске, Шымкенте, Таразе, Усть-Каменогорске. В последние два года – в восьми, где было зарегистрировано наибольшее число случаев торговли людьми. А со второй половины текущего года мы осуществляем работу по обеспечению доступа к правосудию для жертв торговли людьми Туркестанской области и города Шымкента. Она направлена на обеспечение доступа к правосудию для уязвимых мигрантов и жертв торговли людьми посредством прямой и социальной помощи. За пять лет нашей работы 948 пострадавших от трудовой и сексуальной эксплуатации были вызволены, и им была оказана помощь в зависимости от их выявленных потребностей. Возбуждено 11 уголовных дел, шесть из них по сексуальной эксплуатации, пять по трудовой эксплуатации.
Беседовала Ирина ГАЛУШКО г. Шымкент