В нашей стране созданы и продолжают создаваться все необходимые условия для качественного выполнения судами своих функций, в частности, за последние годы усилена институциональная независимость судебной системы, сформирована новая модель судебного администрирования.
Главой государства перед судебной системой поставлена задача – повысить доверие общества, выработать с учетом мирового опыта необходимые меры по построению эффективной работы судебных органов. Одним из этапов стал пересмотр модели судебного менеджмента и создание Судебной администрации РК, что позволило выстраивать отношения с госорганами и освободить председателей судов от несвойственных им административных функций, таких, как оптимизация судов, улучшение их инфраструктуры и социального обеспечения судей и сотрудников. Современные реалии требуют от судебной системы высоких стандартов работы, ориентированных на удовлетворение нужд и интересов граждан. На данном этапе Судебная администрация Республики Казахстан внедряет комплексную программу, направленную на повышение удобства, прозрачности и доступности судебного обслуживания. Главной целью изменений является создание условий для обеспечения справедливого правосудия, которое доступно каждому гражданину, независимо от его социального статуса, места проживания и физических возможностей. Взят курс на модернизацию системы правосудия, выделив приоритетом повышение стандартов обслуживания граждан, дебюрократизацию и удобство в получении государственных услуг, а также реализацию прав физических и юридических лиц в суде. Внедрение электронных сервисов значительно упростило процедуры взаимодействия общества и суда. На сегодняшний день цифровизации судебной системы страны дана высокая оценка по стандартам стран ОЭСР. Уровень цифровизации правосудия РК занимает четвертое место среди 47 стран судебных систем государств – членов Совета Европы. Осенью этого года положено начало разработки «Стратегии судебного администрирования Казахстана на 2025-2029 годы». Одними из приоритетов стратегии являются расширение использования информационных технологий, а также упрощение судопроизводства, повышение открытости и доступности правосудия. Важным направлением в оптимизации работы по отправлению правосудия стало применение во всех судах интернет-ресурсов. «Судебный кабинет» — это единое окно доступа к онлайн-сервисам и услугам судебных органов, которое является одним из главных сервисов, доступных на интернет-ресурсах. Данный сервис обеспечивает открытость, доступность и гласность для граждан, участвующих в судебных заседаниях, и предотвращает возможность коррупционных правонарушений. Преимущество сервиса «Судебный кабинет» в том, что заявление и другие документы в суд можно подать в любое время суток, не выходя из дома или офиса, имея электронную цифровую подпись и Интернет. С его помощью также можно оплатить государственную пошлину, просматривать судебные документы и распечатать их. Пользователи веб-сервиса «Судебный кабинет» могут подать как исковые заявления, так и заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, об отмене судебного приказа, об отмене заочного решения, апелляционные жалобы, замечания на протокол судебного заседания, заявление о выдаче исполнительных листов. При этом отправитель обращения сразу же получает талон об отправке документа в электронном виде с указанием всех реквизитов. Данная услуга позволяет значительно облегчить реализацию участниками производства по делу своих процессуальных прав, сократить затраты времени и средств на изучение судебных документов. На сервисе размещены образцы электронных документов, направляемых в суд, что очень удобно для пользователей. Кроме того, мобильная версия сервиса позволяет в режиме онлайн найти информацию о назначении судебных заседаний, просмотреть все электронные документы, которые были направлены в судебные органы посредством веб-сервиса «Судебный кабинет». Население нашей области оценило его удобства, доступность и преимущества, о чем свидетельствует стабильный рост количества его пользователей. Что можно отнести к преимуществам электронных сервисов? Электронные уведомления участников — граждане, вовлеченные в процесс, получают уведомления о дате и времени заседания посредством SMS и email-оповещений. Этот сервис позволяет гражданам своевременно получать актуальную информацию, избегая случайных пропусков и задержек в судебных делах. Введение автоматических оповещений позволяет оптимизировать рабочие процессы и поддерживать точность судопроизводства. Онлайн-трансляции судебных заседаний – инициатива, направленная на обеспечение прозрачности и открытости судебной системы. Граждане могут следить за ходом заседаний в режиме реального времени, что способствует созданию доверительных отношений между обществом и судом. Электронная очередь и онлайн-запись на прием – для удобства граждан, нуждающихся в получении консультации, предусмотрена возможность предварительной записи, что минимизирует время ожидания и снижает нагрузку на судебные канцелярии. Судебная администрация придает особое значение обеспечению доступа к судебным услугам для всех граждан. В рамках этой цели проводятся значительные работы по созданию безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями, обеспечению доступности судопроизводства для жителей отдаленных регионов и оптимизации условий для пожилых граждан. Все здания судов области Жетісу оснащены пандусами для обеспечения комфорта граждан с инвалидностью. Внедрение современных стандартов обслуживания повысит доверие к судопроизводству и уровень удовлетворенности граждан от взаимодействия с судебной системой. Ожидается, что повышение уровня удобства и доступности правосудия позволит сократить барьеры для граждан в получении справедливой и своевременной защиты их прав. Цифровизация и упрощение процедур создают основу для построения правового государства, где судопроизводство ориентировано на нужды и интересы общества, выводя предоставляемые услуги на новый уровень.
Булат ДЖУКЕНОВ, руководитель Департамента Судебной администрации Республики Казахстан по области Жетісу