По роду деятельности часто просматриваю сайты многих государственных органов, в том числе правоохранительных, но не каждый из них публикует обращение или предупреждение прокуратуры. Тем более – Генеральной. Так, на сайте акимата города Костанай опубликовано обращение заместителя Генерального прокурора Жандоса Умиралиева в порядке ст. 40 Конституционного закона РК «О прокуратуре». Мне интересно, почему другие акиматы не последовали примеру костанайцев. Но сейчас не об этом.
В обращении к гражданам заместителя Генерального прокурора сказано буквально следующее. «В соответствии с Указом Главы государства (Указ № 636 от 02.09.2024 года) 6 октября 2024 года будет проведен республиканский референдум по вопросу: «Согласны ли вы со строительством атомной электростанции в Казахстане?». Порядок его подготовки и проведения детально регламентирован Конституционными законами «О республиканском референдуме» и «О выборах в Республике Казахстан», в части, не противоречащей законодательству о референдуме.
В частности, опрос общественного мнения, связанного с республиканским референдумом, должен проводиться в период его подготовки и проведения в соответствии с требованиями, установленными Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан» (ст. 7-1 КЗ «О республиканском референдуме»). Опрос вправе проводить юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, имеющие не менее пяти лет опыта по проведению опросов общественного мнения, предварительно уведомив об этом в письменном виде Центральную избирательную комиссию с приложением копий соответствующих документов. В уведомлении, направляемом в Центральную избирательную комиссию, указываются сведения о специалистах, принимающих участие в проведении опроса и имеющих опыт работы в этой сфере, о регионах, в которых будут проводиться опросы общественного мнения, о применяемых методах анализа. Опубликование результатов опросов общественного мнения в средствах массовой информации, на онлайнплатформах не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования». Далее, в обращении идет перечень нарушений, которые влекут за собой административные наказания. Так, запрещается проводить опрос общественного мнения в день выборов в помещении или пункте для голосования (п. 9 ст. 28 КЗ «О выборах в РК»). За нарушение данных требований установлена административная ответственность по ст.120 КоАП. Вместе с тем, говорится в тексте обращения, с первых дней подготовки к референдуму органами прокуратуры отмечены факты нарушений требований указанных законодательных актов. На сегодня установлено восемь фактов незаконных опросов общественного мнения, связанных с республиканским референдумом. В шести случаях их провели физические лица, а в двух – юридические лица, предварительно не уведомившие Центральную комиссию референдума. По данным фактам органами прокуратуры уже привлечены четверо граждан и два юридических лица по ч. 3 ст. 120 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, на них наложены штрафы. По остальным фактам ведется работа по привлечению лиц к установленной ответственности. «Обращаем внимание, что свое мнение по вопросу, вынесенному на референдум, граждане и общественные объединения вправе выразить в ходе агитации на собраниях, митингах, сходах граждан, в средствах массовой информации (ст.7 Конституционного закона «О республиканском референдуме»). Собрания и митинги должны быть организованы и проведены в рамках Закона «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан».
Несоблюдение требований к проведению мирных собраний влечет административную ответственность по ст. 488 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Период агитации начался с 3 сентября и продлится по 4 октября 2024 года (до 24.00 часов). В предшествующий день и в день референдума, то есть 5 и 6 октября 2024 года, она запрещена. По Конституционному закону (п. 2, 3, 4 ст. 7 Конституционного закона «О республиканском референдуме») все агитационные печатные материалы должны содержать сведения об организации, выпустившей их, месте печатания и тираже, лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещено. Не допускается вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях и сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении для голосования. Их несоблюдение влечет ответственность по ст. ст. 102, 113 и 124 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, соответственно. Также под запретом агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия. За данное деяние виновное лицо подлежит уже уголовной ответственности по статьям 174 (разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) и 179 (пропаганда или публичные призывы к насильственному захвату власти или насильственному удержанию власти, подрыву безопасности государства либо насильственному изменению конституционного строя РК) Уголовного кодекса Республики Казахстан», – говорится в обращении заместителя Генерального прокурора. С учетом изложенного Генеральная прокуратура призывает граждан, общественные организации и средства массовой информации в ходе подготовки и проведения республиканского референдума строго соблюдать действующее законодательство.
Аскар ЖОМАРТ