С 1 июля 2021 года в Казахстане действует Административный процедурно-процессуальный кодекс (далее – АППК). Главой 23 (Письменное производство) АППК предусмотрено рассмотрение административных дел в письменном разбирательстве.
Под письменным разбирательством подразумевается рассмотрение административного дела без проведения судебного заседания. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются доказательства, представленные сторонами и истребованные по собственной инициативе, и по ним принимается решение. При письменном разбирательстве суд назначает срок, в течение которого можно представить дополнительные ходатайства и документы. Исследование доказательств, предмет и пределы доказывания устанавливаются нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан с учетом характера письменного производства. Стороны административного процесса вправе оспорить относимость, допустимость и достоверность письменного доказательства, за исключением лиц, представивших такое доказательство. Важно отметить, что по АППК суд с согласия сторон вправе рассмотреть любое административное дело в письменном разбирательстве, тогда как по ГПК в порядке упрощенного (письменного) производства подлежат рассмотрению определенные категории дел: по искам о взыскании денег, если цена иска не превышает для юридических лиц двух тысяч МРП, для индивидуальных предпринимателей, граждан – одной тысячи МРП; независимо от цены иска по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору. Административное дело в письменном разбирательстве рассматривается в разумный срок, но не более чем до трех месяцев со дня предъявления иска. По административным делам особой сложности этот срок может быть продлен мотивированным определением суда на разумный срок, но не более чем на три месяца. Суд переходит в устное разбирательство, если от стороны поступит ходатайство об отзыве ранее выраженного согласия. Суд вправе по собственному усмотрению перейти к устному разбирательству, если это необходимо для правильного разрешения дела, к примеру: принят встречный иск; судебным актом могут быть нарушены права других лиц и так далее. Суд в письменном разбирательстве вправе отступить от соблюдения правил, установленных ГПК для собирания (представления) и исследования доказательств, предусмотренных для устного разбирательства, если это способствует быстрому разрешению административного дела. Для совершения отдельного процессуального действия или разрешения процессуального вопроса суд может назначить устное судебное заседание, например, при наложении денежного взыскания, назначении экспертизы, заслушивании свидетельских показаний и так далее. Такое судебное заседание осуществляется по правилам устного судебного разбирательства, насколько это допускает сущность письменного разбирательства. После проведения необходимого устного судебного разбирательства дальнейшее осуществление письменного производства продолжается без вынесения дополнительных определений. Решение по административному делу, рассмотренному в порядке письменного производства, может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядках. Следует отметить, что по ГПК дела упрощенного письменного производства не рассматриваются в кассации. Основным преимуществом письменного производства является экономия времени. Суд и участники административного процесса не тратят свое время на длительные судебные процессы.
Под письменным разбирательством подразумевается рассмотрение административного дела без проведения судебного заседания. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются доказательства, представленные сторонами и истребованные по собственной инициативе, и по ним принимается решение. При письменном разбирательстве суд назначает срок, в течение которого можно представить дополнительные ходатайства и документы. Исследование доказательств, предмет и пределы доказывания устанавливаются нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан с учетом характера письменного производства. Стороны административного процесса вправе оспорить относимость, допустимость и достоверность письменного доказательства, за исключением лиц, представивших такое доказательство.
Нурлан СВАНБЕКОВ,
судья Специализированного
межрайонного
административного суда
Костанайской области