Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев весной поручил экономить бюджетные средства, направляя их на реализацию только самых востребованных проектов и решение самых актуальных проблем. Однако некоторые компании, по-видимому, восприняли такое распоряжение весьма своеобразно.
Особенно отличился нефтегазовый сектор страны. Не нужно далеко ходить за яркими примерами, раскрывающими суть стратегического и тактического ведения дел в отрасли. К примеру, в Атырауской области постоянно зреют очаги напряженности, возникающие, по сути, на пустом месте, там, где на страже должен стоять Закон.
Более ста человек, ранее трудившихся на нефтегазовых объектах АО «Эмбамунайгаз» в сфере бытового обслуживания, остались без работы. Когда-то они заключили договор с порядочным работодателем-подрядчиком на срок больше года, как это и положено по закону. Ситуация изменилась к худшему после того, как компания «Эмбамунайгаз» провела тендер, раздробив весь комплекс услуг на несколько лотов, несмотря на тот факт, что с 2021 года комплекс находился в ведении одного подрядчика. Это позволяло обеспечить оптимизацию денежных средств и эффективное использование бюджета.
Долгосрочный договор предусматривал выполнение показателей и обязанность АО «Эмбамунайгаз» по завершению срока его действия произвести анализ деятельности подрядчика для принятия решения о дальнейшем продлении сотрудничества. Не выполнив данные условия, не подведя итоги, не рассчитав экономию от реализации проекта, АО «Эмбамунайгаз» разделило тендер на несколько лотов и осуществило его проведение. В результате органы судебной власти Атырауской области погрязли в разбирательствах: подрядчик оспаривает результаты тендера в Специализированном межрайонном административном суде Атырауской области.
Обзор опыта судебных разбирательств АО «Эмбамунайгаз» демонстрирует широкую практику исков о признании ряда компаний ненадежным потенциальным поставщиком со ссылкой на нормы Стандарта управления закупочной деятельностью Фонда национального благосостояния «Самрук Казына». Только за 2023 год АО «Эмбамунайгаз» отсеяло несколько победителей по итогам конкурсов, к примеру, такие товарищества как «AZARA», «СТЭП», «N&KArchitects» и другие (по данным судебного кабинета Атырауской области). Юридический департамент компании на правах заказчика, как и полагается, скрупулезно относится ко всем деталям процедуры закупа и документации, предоставляемой потенциальными поставщиками. Однако выясняется, что этот подход носит избирательный характер.
К примеру, любопытно разобраться, что происходит со сферой тендеров. В открытых источниках электронного сервиса судебных органов РК достаточно свидетельств судебных разбирательств АО «Эмбамунайгаз» со своими «недобросовестными» поставщиками, пусть иногда и с несоблюдением сроков исковой давности. Так, в мае прошлого года АО «Эмбамунайгаз» подал иск на своего поставщика по тендеру за №811912 «Строительство столовой на 100 мест на месторождении «Карсак» ТОО «N&K Architects» и выиграл его. Основанием послужило обнаружение в тендерной заявке ложных сведений для подтверждения опыта на однородном рынке закупаемых работ.
Через несколько месяцев компания определила поставщиком услуг по содержанию и обслуживанию общежитий и административно-бытовых зданий на сумму свыше 4 млрд тенге ТОО «Мейрәлі». Из открытого источника портала «Самрук Казына» было выявлено, что ТОО заключило договор с «Эмбамунайгаз» с 26 апреля 2023 года со сроком исполнения 1 января-31 декабря 2024 года. А исполнять обязательства компания начала лишь в мае текущего года. Сразу возникает вопрос: если работа начинается в мае, почему бюджет выделен на период, начиная с января?
Тем более удивительно, что выбор пал именно на ТОО «Мейрәлі», по мнению автора, невзирая на недостоверность и нелегитимность документов в предоставленной тендерной заявке. На судебных заседаниях в СМАС Атырауской области были представлены документы, подтверждающие отсутствие достаточных трудовых ресурсов и наличия опыта на дату подачи заявки для участия в тендере. Имела ли вообще данная компания опыт в данном направлении? Это большой вопрос.
Представленным доказательствам не была дана правильная оценка в суде первой инстанции. Поэтому подрядчик, сражающийся за интересы работников, оставшихся без средств к существованию, подал апелляционную жалобу.
Так, ТОО «Мейрәлі» представило на судебном заседании перечень сотрудников, согласно которому основная их часть была трудоустроена с 1 мая 2024 года. Данная таблица содержит столбец, где четко указано, что это сотрудники предыдущего подрядчика. Суд в рамках удовлетворенного ходатайства запросил сведения из Налогового комитета. Согласно справке НК у ТОО «Мейрәлі» по состоянию на 2023 год числилось 28 человек, когда как на судебном заседании ТОО представило документы, свидетельствующие о том, что в штате было более 100 человек. В любом случае, данного количества было недостаточно для оказания услуг по договору надлежащим образом. Тем не менее, АО «Эмбамунайгаз» определило ТОО «Мейрәлі» победителем тендера.
Доводы представителя АО «Эмбамунайгаз» о том, что тендерная документация не предусматривала требования к количеству сотрудников, по мнению автора, заслуживают более детального изучения. Потому что тот факт, что в договоре 2021-2023 годов было требование по количеству работников более 700, а в 2024 году победителем тендера стала компания, оказывающая бытовые услуги на том же объекте, но в количестве 28 человек. является странным.
Предметом разбирательства в суде также стали представленные ТОО «Мейрәлі» счета-фактуры и акты выполненных работ, подписанные на бумажном носителе, которые были приняты судом как надлежащие доказательства, несмотря на наличествующую в налоговом законодательстве обязанность всех поставщиков выписывать электронные счета-фактуры. С 1 января 2019 года обязанность по выписке ЭСФ через портал была возложена на всех плательщиков НДС в соответствии с требованиями пунктов 1.2 и 3 статьи 412 Налогового кодекса Республики Казахстан. Выписка счетов-фактур на бумажном носителе является нарушением прямых требований Налогового кодекса.
При всей запутанности ситуации с представленными документами, суд почему то отказывает в удовлетворении ходатайства о привлечении налогового органа для участия в суде и даже в запросе налоговых деклараций. Казалось бы, это же единственное доказательство, которое бы смогло бы поставить точку во всех судебных разбирательствах.
Ситуация с разделением лотов заслуживает отдельного рассмотрения. Последние 3 года содержание и обслуживание общежитий, административно-бытовых зданий и прилегающей к ним территорий на месторождениях АО «Эмбамунайгаз» в Атырауской области, где трудятся в общей сложности свыше 5000 рабочих, обходилось акционерному обществу в 10,7 млрд тенге. Данная услуга ранее закупалась единым лотом и оказывалась в комплексном формате, то есть, включала все виды бытовых работ: прачечные, клининговые и прочие. В результате надлежащего оказания всех услуг в комплексе поставщик со слаженными трудовыми ресурсами сэкономил свыше 1,6 млрд тенге от предусмотренного и установленного бюджета.
С приходом нового руководства в марте 2023 года по неизвестным причинам эту услугу разделили на отдельные лоты — каждый с увеличением бюджета. Таким образом, содержание тех же социальных объектов с тем же объемом работ обойдется государству уже на миллиарды дороже. И это при том, что предыдущие качественные показатели услуг оказались эффективными и рентабельными. По видению автора, в связи с поднятием цен на вышеуказанные услуги АО «Эмбамунайгаз» теперь выделяет дополнительные средства из-за «мнимой» нехватки на расходы. Согласно плану закупок сумма, предусмотренная для закупок, составляет 4 629 633 472.97 тенге. ТОО «Мейрәлі» выиграло тендер, установив цену 4 148 231 110.24 тенге, соответственно, сумма тендерной заявки должна была быть разделена на 12 месяцев и умножена на 8 оставшихся месяцев. Здесь же бюджет конкретно данной закупки позволяет произвести увеличение суммы в размере тендерной заявки. О каком соблюдении распоряжения Президента Казахстана можно говорить? Эти средства можно было бы оптимизировать и направить на решение более глобальных задач, допустим, на помощь пострадавшим от паводков той же Атырауской области. О социальной ответственности компании в таком случае и говорить не приходится.
Казалось бы, нарушения налицо, однако это не помешало тендеру состояться. Возникает ощущение, что прохождение всех конкурсных процедур по данной закупке является чистой воды формальностью. В ответ на этот вопрос представители Фонда национального благосостояния «Самрук Казына» заявили, что субъекты квазигосударственного сектора в рамках закупок товаров, работ и услуг для выполнения своей уставной деятельности руководствуются законом о закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора. При этом цитируем: «В порядке закупок не предусмотрены требования к проверке налоговых отчислений участниками закупок, что является обязанностью потенциальных поставщиков и контролируется компетентными органами». А как же нормы Главы 8 статьи 27 Стандарта управления закупочной деятельностью холдинга, которые неоднократно применялись для иска к другим поставщикам? При наличии каких именно критериев срабатывает принцип двойных стандартов у крупнейшей нефтегазовой компании страны? И почему холдинг «Самрук Казына» не бдит за установленными законодательством РК первоочередными принципами закупок, требующими предоставлять потенциальным поставщикам равные возможности и обеспечивать между ними добросовестную конкуренцию? Про экономное и эффективное расходование финансовых средств, используемых для государственных закупок, видимо, не стоит и упоминать.
Возникает резонный вопрос к руководству АО «Эмбамунайгаз», а, следовательно, и к его управляющим «Казмунайгаз» и «Самрук-Казына»: «Что побудило в разы увеличить затраты на уже слаженное бытовое содержание и другое обслуживание в непростой для региона и для страны в целом ситуации?». Почему на ситуацию не реагируют компетентные структуры: Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу, Антикоррупционный комитет, прокуратура? В результате таких действий доверие к любому государственному органу, судебной системе, квазигосударственной компании, которая выступает контролирующим органом, организатором или заказчиком, не просто падает до нуля… Оно уходит в глубокий минус.
Еще один важный момент: согласно требованиям порядка осуществления закупок АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» от 9 декабря 2021 года, итоги проведенных тендеров должны публиковаться на веб-портале холдинга. Однако их там нет. Кроме того, на сайте «Казмунайгаз», основным активом которого является «Эмбамунайгаз», был опубликован промежуточный отчет о финансовых результатах, который показывает увеличение операционных, производственных и административных расходов. Самое примечательное, что на портале Фонда нет никаких протоколов или корпоративных решений, обосновывающих такое удорожание.
Данные факты невольно свидетельствуют о том, что АО «Эмбамунайгаз» постоянно ведет судебные тяжбы с «неугодными» компаниями, а «угодным» дает послабления, даже не проверяя полный пакет документов. Судебный процесс идет полным ходом. Однако хотелось бы, чтобы рассмотрение подобных дел происходило с точным соблюдением требований гражданско-процессуального законодательства к доказательствам, которые представляют стороны с точки зрения относимости и допустимости, и с учетом нарушенных прав работников, чьи семьи в настоящий момент страдают от действий АО «Эмбамунайгаз».
Аскар Сакенов
От редакций:
Что скажет АО «Эмбамунайгаз» на факты, изложенные в данной статье? ТОО «Медиа-корпорация «Зан» готово опубликовать мнение и другой стороны.