Как известно, национальный проект «Качественное образование – образованная нация», охватывающий такие темы, как развитие интеллектуального потенциала, создание условий для развития казахского языка и новых возможностей для молодежи, рассчитан на 2021 – 2025 годы.
Успешная реализация данного проекта невозможна без талантливых и профессиональных педагогов, вкладывающих душу в свою работу. Поэтому сегодня речь пойдет именно о человеческой составляющей образовательного процесса – преподавателях. – Процесс образования состоит из обучения и воспитания. Во всех учебных заведениях педагоги особое внимание уделяют воспитанию детей. Образование без души опустошает личность, – рассказывает лектор, академический доцент кафедры истории, географии университета имени Ш. Уалиханова, куратор «серебряного университета» Карима Канитаева. Она приводит слова Шалвы Амонашвили: «любить ребенка надо педагогическим сердцем, педагогической любовью», и считает, что до тех пор, пока каждый воспитатель в дошкольных учреждениях, каждый учитель в школах и преподаватель в колледжах и вузах не будет относиться к каждому ребенку, к каждому ученику и студенту, как к своему собственному ребенку, нет смысла вести речь о качественном образовании. Карима Паритовна родом из Поволжья, Саратовской области. Окончила географический факультет Саратовского университета им. Н. Чернышевского. Автор сборников тестовых заданий по географии, утвержденных МОН РК; а также более 90 научных статей, методических пособий «Топонимика», «Природные условия и исторические процессы социально-экономического развития города Кокшетау», «Организация и проведение профессионально-педагогической практики для специальности – география». Была делегатом первого съезда женщин Казахстана, первого съезда географов РК, руководителем призеров Республиканских олимпиад по географии, куратор Серебряного Университета. Насчитывает 47 лет педагогической деятельности в школах, в Щучинском педагогическом колледже и в Кокшетауском университете им. Ш. Уалиханова. Со своей стороны, профессор, доцент, советник ректора университета имени Ш. Уалиханова Амантай Сейткасымов отмечает положительные стороны национального проекта – улучшение финансирования, увеличение грантов на науку, на учебу, развитие материальной базы и так далее. – Проект преследует две основные цели – развитие региональных вузов и повышение исследовательской активности в университетах. Это мы ощущаем. Но есть и проблемы. Мне кажется, все равно студенты выбирают столичные вузы, там остаются, мало кто возвращается. Региональные вузы должны быть сильными, должна быть конкуренция. Слаба на местах связь науки с местными исполнительными органами, зачастую акиматы не знают ученых, а ученые – проблемы региона. Помню, в советское время при обкомах партии были отделы науки для связи с высшим образованием, хотя они и идеологически контролировались компартией, власть знала нужды и возможности вузов. Престиж ученого, преподавателя был высоким, да и зарплата тоже, не говоря о строительстве домов для преподавателей, баз отдыха и так далее. Региональные университеты должны быть привлекательными для молодежи, студентов, они должны быть конкурентоспособными. Тогда кадры останутся на местах. Мы должны ориентироваться на лучшие мировые научные стандарты. В последнее время мы замечаем, что положительно изменилось восприятие социальной роли педагога. Учитель, стоявший на недостижимой для ребенка ступени авторитарности, трансформировался в учителя-друга. Сегодня дети могут поставить под сомнение точку зрения взрослого. В этом есть благоприятный момент: с нами можно поговорить по душам, пошутить, даже поспорить – об этом говорят учителя в школах. Хотя есть проблемы: нехватка учителей, существенная разница между городскими и сельскими школами, качество учебников, вопросы безопасности и прочее. После принятия Закона «О статусе педагога» в системе образования много что изменилось, это мы замечаем. Зарплата учителей выросла, продлен трудовой отпуск педагогов, они освобождены от всей дополнительной работы, не входящей в круг их прямых обязанностей, большое значение придается повышению профориентации учителей. Выросли требования к молодым людям, выбравшим профессию учителя, выросла стипендия студентам педагогических специальностей. Считаю, что реализация национального проекта даст возможность для улучшения инфраструктуры школ, их обеспечения комфортной, безопасной и современной образовательной средой. Поскольку для нового Казахстана образование является одним из приоритетных направлений, думаю, что мы на правильном пути, – говорит он.
Гуль ДАКЕН, Акмолинская область