12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

СФЕРА АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

Одной из категорий споров, рассматриваемых административными судами, являются дела об оспаривании административных актов (действий/ бездействий), выносимых в сфере архитектурной, строительной и градостроительной деятельности.

В отличие от гражданского судопроизводства, предметом правового регулирования Административного процедурно-процессуального кодекса РК является деятельность органов власти, связанная с принятием, отменой, изменением, исполнением юридически властного решения, направленного на установление, возникновение, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц. В рассматриваемой сфере публично-правовых отношений права граждан и юридических лиц реализуются в административной процедуре с уполномоченным органом, которому законом отнесено право на разрешение, в том числе следующих вопросов – выдачу архитектурно-планировочных заданий (АПЗ), согласование эскизных проектов, принятие к учету актов ввода в эксплуатацию построенных объектов и т.п. Кроме того, предметом таких споров могут являться предписания Управления государственного архитектурно-строительного контроля. Отношения в данной области регулируются Законом РК «Об архитектурной, строительной и градостроительной деятельности», поднормативными правовыми актами (правила, стандарты) и АППК. Государственный орган обязан руководствоваться при рассмотрении обращения гражданина и юридических лиц принципами, требованиями и положениями указанных законов. Вместе с тем, если исходить из числа подаваемых исков, можно сделать вывод, что в своей деятельности государственные органы, в компетенцию которых входит принятие решений в области архитектурной, строительной и градостроительной деятельности, достаточно часто допускают нарушения. В связи с чем, физические и юридические лица вынуждены обращаться в суд за защитой своих прав и законных интересов. Одним из оснований удовлетворения исковых требований является то, что отказ в удовлетворении обращения надлежащим образом не мотивирован. Ст. 79 АППК установлено, что административный акт должен быть законным и обоснованным, ясным для понимания, обеспечивать единообразное применение, исчерпывающе определять круг лиц, на которых распространяется его действие. Таким образом, в решении должны быть подробно приведены и фактические (с учетом обстоятельств дела), и правовые основания к отказу. Формальная «отписка», как часто в своих исках называют истцы ответ адморгана, является нарушением, влекущим отмену данного обременяющего акта, стороны направляются на повторную административную процедуру. С учетом сроков рассмотрения дела и обжалования в вышестоящие судебные инстанции, нарушение прав частных лиц адморганами, видится и в том, что длительное время в возбужденной административной процедуре не находит своего разрешения требуемый вопрос. Суд наделен АППК активной ролью при рассмотрении административного дела и правом на высказывание в предварительном слушании своего предварительного правового мнения по фактическим и правовым сторонам дела. Зачастую такое мнение приводит к заключению медиативного соглашения, соглашения о примирении, либо к самостоятельной отмене ответчиком оспариваемого акта. Однако, в ряде случаев истцы втянуты в череду судебных разбирательств, так как государственные органы мало того, что не исправляют нарушения, а допускают новые. Хочется привести соответствующий пример. Так, гражданским судом было признано незаконным строительство пятиподъездного таунхауса, на застройщика (ТОО) была возложена обязанность прекратить строительство. Участником данного судебного процесса в качестве третьего лица являлся Отдел архитектуры города Караганды. Суд установил факт не соблюдения предусмотренных строительными нормами и правилами расстояний между границами смежных участков и строений. Вместе с тем, ТОО в целях уклонения от исполнения данного судебного акта, обратилось в Отдел архитектуры города Караганды за формальным (по документам) разделением пятиподъездного таунхауса на пять отдельных объектов недвижимости с присвоением в последующем новых адресов и индентификационных характеристик. При этом, незаконное строительство было продолжено. И не смотря на то, что Отдел архитектуры участвовал в судебном разбирательстве, знал о содержании правовых выводов суда, в нарушение принципа обязательности судебных актов выдал ТОО адмакты на фактически незаконный объект строительства. Как следствие, в административный суд поступили иски о признании решений Отдела архитектуры незаконными и их отмене. Данный пример указывает на системные нарушения, допускаемые административными органами в некоторых случаях. После создания административной юстиции с присущим ей правовым институтом контроля за исполнением судебных актов, граждане и юридические лица приобрели возможность более эффективно реализовывать свое право на судебную защиту.

Инна ДЕМИДОВА,
судья Специализированного
межрайонного
административного суда
Карагандинской области


Ұлы Жеңістің 80 жылдық мерекесі балалар колониясында аталып өтті

 Алматы қаласының ҚАЖ департаментінің №11 мекемесінде ерекше күн болды....

Shakarim University – жылқы шаруашылығы жөніндегі жаһандық диалогтың эпицентрінде

2025 жылғы 4–5 мамыр күндері Қазақстан тарихында алғаш рет Shakarim University қабырғасында I Халықаралық жылқы шаруашылығы конгресі өтті. Ол Қазақстан Республикасы мен Қытай Халық Республикасыныңауылшаруашылық университеттері, ғылыми-зерттеу институттары,...

Быть акушеркой – это значит нести нелёгкую, но очень важную миссию

Благодаря медицинским знаниям и опыту акушерки Шенгельдинской сельской амбулатории...

Акушер болу — қиын да маңызды миссияны орындау

Алматы облысы Қонаев қалалық көпсалалы ауруханасының Шеңгелді ауылдық дәрігерлік...