В этом году мы отметили 75-ю годовщину принятия Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в Париже 10 декабря 1948 года. В ней были впервые сформулированы основные права человека, вне зависимости от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
С тех пор Декларация служит основой для расширяющейся системы защиты прав человека. Именно в этом документе впервые было закреплено право человека на судебную защиту своих прав. В частности, предусмотрено, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8) и что каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, а также на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом (ст. 10). Отдельное место занимает судебная защита прав граждан в их взаимоотношениях с публичной властью, и в данном случае, речь идет об административной юстиции. Когда мы говорим об адмюстиции, речь идет о спорах между гражданином и государством: она направлена на защиту прав граждан и юридических лиц от произвола административных органов. Хотя административная юстиция больше двух лет как появилась в Казахстане, в целом, это устоявшийся правовой институт, имеющий почти двухвековую историю и различные проявления в современных государствах. Как отметил в Послании народу Казахстана в 2020 году Глава государства Касым-Жомарт Токаев: «В публичноправовых спорах при обжаловании решений и действий органов власти граждане зачастую находятся в неравных условиях. Их возможности несоизмеримы с ресурсами госаппарата. Поэтому необходимо внедрение административной юстиции, как особого механизма разрешения споров, нивелирующего эту разницу». Вместе с тем, система административной юстиции реализует в действии концепцию «слышащего государства». Таким образом, ее основные постулаты созвучны с современными векторами развития нашей страны, которые обозначены в Послании Президента РК на 2023 год: Нам предстоит на деле воплотить в жизнь принципы «слышащего государства» и «масштабная работа для обеспечения верховенства закона и справедливости». Особенность адмпроизводства в том, что на стороне ответчика по административному делу выступают адморганы, наделенные государственно-властными функциями, полномочиями и нынешний порядок данного судопроизводства значительно облегчает положение истца по защите своих прав, так как бремя доказывания зачастую возлагается на ответчика, а также АППК закрепляет презумпцию виновности госорганов в случае, если гражданин обратится с заявлением в суд. Суд, в свою очередь, содействует истцу в уточнении исковых требований, истребовании доказательств, замене ответчика, разъяснении предварительной правовой позиции, в мирном урегулировании спора, поскольку Кодексом закреплен принцип активной роли суда. В целом, работа административных судов по рассмотрению публично-правовых споров построена на новых принципах, исключающих формализм, бюрократию. Работа административных судов направлена на всестороннее обеспечение прав граждан и юридических лиц в суде, в тех случаях, когда они не согласны с принятыми в отношении них решениями, действиями (бездействиями) государственных органов и должностных лиц. За два с половиной года административная юстиция показала хорошие успехи в деле защиты прав граждан. Так, в первом квартале 2023 года по республике поступило 7 685 административных исков. Окончено 7 053 дел (92 процента), с вынесением решения 2 333 (35 процентов). 1 087 решений (65 процентов) вынесено в пользу истца (без учета споров с судебными исполнителями). По 763 делам (11 процентов) стороны примирились. В свою очередь, от местных исполнительных органов поступило 1 944 исков, 581 (33 процента) окончено с вынесением решения. 426 (73 процента) – в пользу истца. По 221 (13 процентов) состоялось примирение. Как указывают ученые-юристы, «суды административной юстиции – наиболее развитая и современная форма правосудия по административным делам. Такие суды, разрешающие споры из властных отношений и защищающие граждан от незаконных действий администрации, являются лучшей формой организации правосудия по административным делам с точки зрения профессионализма, беспристрастности, компетентности разрешения споров». Формирование административной юстиции в нашей стране призвано стать действенным институтом защиты прав и законных интересов граждан, позволяющим установить контроль за действиями (бездействием) публичной власти и ее актами. Актуальность вопросов административной юстиции обусловлена задачами построения в Казахстане правового демократического государства, прочного остова гражданского общества, дополнительных правовых гарантий общественного контроля. Тем самым, гражданам предоставляется широкий спектр инструментов воздействия на власть, включая и самые мощные – судебные – рычаги для обеспечения эффективного механизма судебной защиты прав и законных интересов граждан.
Қажыкен Ұлан
ҚОЗЫКӨРПЕШҰЛЫ,
судья СМАС г. Алматы


