Научное изучение демографических процессов, перепись населения выполняют огромную роль в анализе демографических, экономических и социальных данных населения, что ложится в основу дальнейшего планирования и прогнозирования социально-экономического развития страны.
Ключевыми моментами развития демографического процесса в Казахстане в этом году являются следующие показатели: наибольшие уровни рождаемости с сентября 2022 года по сентябрь 2023 года отмечены в Мангистауской (26,53 на тысячу человек населения), Туркестанской (26,03) областях и городе Шымкент (25,43). Самые высокие уровни смертности наблюдались в Восточно-Казахстанской (10,95 на тысячу человек населения), Северо-Казахстанской (10,95) и Костанайской областях (9,98), что связано с возрастной структурой населения этих областей. Но это сухие (хотя и очень важные) цифры, а теперь попробуем взглянуть на демографический процесс с точки зрения науки. Корреспондент «Юридической газеты» побеседовала с Жанной АУБАКИРОВОЙ, кандидатом исторических наук, руководителем международного научно-исследовательского центра «DIGITAL SOCIAL RESEARCH» Восточно-Казахстанского технического университета имени Даулета Серикбаева, (г. Усть-Каменогорск).
– Жанна Сакеновна, расскажите, пожалуйста, об этнодемографической эволюции и становлении суверенной демографической системы в Казахстане.
– Казахстан переживает совершенно новый период демографического развития: роль внешних миграций, имевших огромное влияние на изменение численности и этнического состава населения в течение ХХ века, в настоящее время свелась к минимуму. Демографическая динамика почти полностью зависит от процессов воспроизводства, прежде всего, рождаемости, происходит становление суверенной демографической системы, функционирующей на основе казахского этноса. Что это значит? В суверенное время этническая структура, характерная для советской эпохи, постепенно трансформируется, и казахи становятся большинством населения, в том числе и в городах. Завершается переход от прежней демографической системы, во многом базировавшейся на европейских стандартах воспроизводства, к суверенной. Тенденция ее функционирования на автохтонной основе становится все более явной, с высокой долей определенности уже можно выделить новые характерные черты. Важным, на мой взгляд, является то, что, с одной стороны, предпринимается активная попытка возрождения традиционных представлений о семье, браке, роли женщины в обществе. Одновременно с этим нельзя не отметить выраженные модернизационные устремления. В сознании и поведении женщин различных регионов можно увидеть, как проявляется огромный цивилизационный диапазон, концентрируются сложные варианты сочетаний социально-экономических, социокультурных и иных факторов.
– В вашей научной публикации «Демографическое измерение Казахстана: ретроспектива и перспектива» дана комплексная оценка развития демографических процессов Казахстана в первые полтора десятилетия XXI века, где вы отмечаете, что в этот период произошло стабильное увеличение численности населения за счет естественного и миграционного прироста. Какие изменения в демографической политике в тот период Казахстана можно еще отметить?
– Демографические установки современного Казахстана формируются под действием часто противоположных тенденций социальноэкономического, социокультурного развития. Как меняется репродуктивное поведение женщин в городах? С целью изучения степени влияния обозначенных тенденций на процессы рождаемости, в период 2021-2023 годов нашим центром было проведено социологическое исследование репродуктивных установок городского казахского населения (городских казашек в возрасте 19-49 лет). Одним из инструментов этого исследования были глубинные интервью, в ходе которых выявлено что, с одной стороны, городской образ жизни, рост высшего образования, закрепление казахов в социальноэкономической структуре города усиливают влияние фактора социально-экономической детерминации рождаемости. Увеличивается число женщин, все более отдаляющихся от прежних воззрений, планирующих рождение одного-двух детей: «для меня важно качество жизни, а не количество детей», «не больше двоих детей», «думаю, двоих достаточно». При этом, отношение к многодетности, в целом, отрицательное: «рожают, чтобы получить что-то от государства», «никто не заставлял их рожать». Данный тип отличает более поздний возраст вступления в брак и материнства, процессы нуклеаризации семьи, серьезное отношение к планированию детей. Так, в ответах на вопросы, касающихся рождения детей, встречаются следующие варианты: «проходили и сдавали анализы за полгода», «муж бросил курить», «отказались от алкоголя», «витамины пила». У женщин, относящихся к современному типу репродуктивного поведения, выявляются высокие требования, как к материнству, так и к качеству образования и развития детей. При этом, образование (особенно, дополнительное, платное), воспитание и развитие детей осуществляется за счет ресурса семьи, самих родителей. Характерным является практическое отсутствие влияния родственников, традиций, религии на репродуктивные установки. С другой стороны, перманентная урбанизация и присутствие в городах большого числа горожан в первом поколении сохраняют актуальность традиционных ценностей и на новом месте жительства. Как показывают данные социологического исследования «Репродуктивные установки городских казашек» (2021-2023 годы), значение «большой семьи» по-прежнему велико: «родственники хорошо помогали и помогают с обеих сторон», «все проблемы решаем вместе с родней», «отдали ребенка в годовалом возрасте бабушке с дедушкой», «родственники помогают с ребенком посидеть» и т.д. Заметна эмоционально-положительная оценка многодетности: «я восхищаюсь», «я уважаю», «я мечтаю (стать многодетной мамой – авт.)» и прочее. Респонденты часто используют обороты речи: «Бог даст», «Бог захочет», «мы – казахи», «у нас, у казахов, так принято» и т.д. Большая роль в обеспечении и социализации детей отводится государству. В ответах часто звучат мнения: «государство должно», «государство обязано», «это – долг страны» и т.д. Многодетность остается распространенным явлением в городской среде. И если в этой среде, по мнению Ш. Кадырова, она утрачивает свое значение как функции, «она сохраняется в виде этнического стереотипа самосознания личности. Предписания, детерминировавшие многодетность в прошлом, могут потерять первоначальный вид. Могут принимать иррациональное значение». В то же время все более явно проявляет себя и тенденция планирования женщинами средне- и многодетной семьи. Это сознательное, рациональное решение, принятое на основе анализа своего социально-экономического положения: «если у тебя дети, ты должна обо всем думать, слепой героизм не нужен», «важно, чтобы семья могла обеспечить детей», «у детей должно быть детское счастье, все в достатке», «я – за демографию, но и за осознанность людей». Для женщин, планирующих многодетность, важно наличие необходимых условий и возможностей у семьи – финансовой стабильности, жилья и пр. Большинство женщин этой группы имеет высшее образование, высокий социальный статус. Решение о рождении детей принимается в рамках нуклеарной семьи. «Большая семья» воспринимается лишь как вариант общения, взаимопомощи. Таким образом, в Казахстане присутствует социокультурное многообразие, сконцентрированное в представителях одного этноса. Имеется масса репродуктивных вариантов, претерпевающих постоянную эволюцию. Во многом эти варианты являются следствием урбанизации. Миграционный поток из села в город все еще оказывает серьезное влияние на процессы рождаемости. Но в перспективе демографический потенциал села иссякнет, и город начнет продуцировать собственную социокультурную динамику, казахская культура будет воспроизводиться на городской основе. И ее более активное взаимодействие с социально-экономическими факторами способно сформировать новый вариант демографического поведения казахов.
– Проанализируйте, пожалуйста, нынешнюю демографическую ситуацию Казахстана, в том числе соотношение городского и сельского населения, представителей коренного населения и других национальностей, женщин и мужчин, средний возраст казахстанца.
– Современная городская среда в РК – это пространство конкуренции и взаимодействия двух типов ценностей: традиционных и модернизированных. Этому способствует высокая мобильность населения, возникающая вследствие активной урбанизации. Инфраструктурные и социально-экономические ресурсы городов (в первую очередь, рынок труда) не соответствуют быстро растущему населению. «Новые горожане», являясь носителями традиционных ценностей, не имеют возможности быстро интегрироваться в индустриальнопостиндустриальный образ жизни. В городском социокультурном контексте четко фиксируются процессы рурализации и даже архаизации повседневных социальных практик в сфере репродуктивного поведения. Это приводит к высоким показателям рождаемости без учета реальных возможностей социализации детей, соответствующей передовым международным стандартам (образование и дополнительные формы личностного развития). Следствием взаимодействия традиционных и модернизированных ценностей становится возникновение новых комплексов норм и повседневных практик, которые получают все большее распространение и интегрируются во все сферы общественной жизнедеятельности, охватывая и репродуктивное поведение. Однако описать этот процесс, как некий особый третий «идеальный тип», с четкой и логически непротиворечивой структурой, по примеру «традиционного» или «модернизированного», в настоящее время не представляется возможным именно в силу многообразия вариантов (в том числе, региональных). Более того, если что-то и объединяет все эти варианты в условное единое целое, так это наличие глубинных внутренних противоречий, которые еще предстоит преодолеть. В сознании женщины репродуктивного возраста возникает острое, но часто не осознаваемое и не рефлексируемое противоречие между идеализированным образом будущего (профессиональная карьера, активная социальная самореализация, устойчивый доход) и сакрализированными репродуктивными установками, отвергающими рациональное планирование семьи и взятие на себя личной ответственности за социальное и материальное благополучие детей, эта ответственность перекладывается на высшие силы, мужа, государство, родственников. Отмечается противоречивое стремление исключить мужчин из процесса контроля над численностью детей – с одной стороны (снижение числа указаний на презервативы в качестве основного средства контрацепции), и переложить на них полную ответственность за материальное обеспечение семьи. Еще одним следствием распространения традиционных ценностей в условиях урбанизации становится быстрый рост патерналистских настроений. Государство в этом случае воспринимается как сочетание функций «квазиотца/мужа», которому одновременно подчиняются и на которого, также перекладывается ответственность за обеспечение и создание условий воспитания детей. Отмеченные процессы имеют региональные особенности, но, в первую очередь, необходимо отметить универсальную, имеющую место по всей стране парадигму взаимодействия, взаимопроникновения, а зачастую и конкуренции ценностей. В то же время в западных регионах наблюдается более активная архаизация, а на юге, напротив, можно отметить медленное, но достаточно устойчивое изменение вектора в сторону модернизации. Особую роль в этом процессе играет придание Шымкенту статуса города республиканского значения. На севере, в центре и на востоке республики, где ранее сложилась более модернизированная модель репродуктивного поведения, отмечается распространение традиционных ценностей и рост рождаемости. Но этот региональный процесс не обеспечивает устойчивого роста населения в будущем, так как молодые поколения «вымываются» внутренней миграцией. На фоне общих социокультурных процессов взаимодействия и конкуренции ценностей разных типов в городах различных регионов процесс трансформации репродуктивного поведения и репродуктивных установок казашек происходит не одинаково и неравномерно. Это требует разработки и коррекции демографической политики на основе сценариев социодемографического развития, которые учитывают региональные особенности репродуктивного поведения.
– Ваше мнение: для чего нужна перепись населения, есть ли в ней необходимость, если да, то какие задачи в развитии страны она выполняет?
– Перепись населения безусловно нужна, она представляет собой единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных населения. Проводится она с периодичностью один раз в десять лет, и позволяет получить статистический срез по многим сферам жизни, который ложится в основу планирования и прогнозирования.
Подготовила Ольга СИЗОВА, собкор по ВКО