12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

ЭВОЛЮЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Научное изучение демографических процессов, перепись населения выполняют огромную роль в анализе демографических, экономических и социальных данных населения, что ложится в основу дальнейшего планирования и прогнозирования социально-экономического развития страны.

Ключевыми моментами развития демографического процесса в Казахстане в этом году являются следующие показатели: наибольшие уровни рождаемости с сентября 2022 года по сентябрь 2023 года отмечены в Мангистауской (26,53 на тысячу человек населения), Туркестанской (26,03) областях и городе Шымкент (25,43). Самые высокие уровни смертности наблюдались в Восточно-Казахстанской (10,95 на тысячу человек населения), Северо-Казахстанской (10,95) и Костанайской областях (9,98), что связано с возрастной структурой населения этих областей. Но это сухие (хотя и очень важные) цифры, а теперь попробуем взглянуть на демографический процесс с точки зрения науки. Корреспондент «Юридической газеты» побеседовала с Жанной АУБАКИРОВОЙ, кандидатом исторических наук, руководителем международного научно-исследовательского центра «DIGITAL SOCIAL RESEARCH» Восточно-Казахстанского технического университета имени Даулета Серикбаева, (г. Усть-Каменогорск).

– Жанна Сакеновна, расскажите, пожалуйста, об этнодемографической эволюции и становлении суверенной демографической системы в Казахстане.

– Казахстан переживает совершенно новый период демографического развития: роль внешних миграций, имевших огромное влияние на изменение численности и этнического состава населения в течение ХХ века, в настоящее время свелась к минимуму. Демографическая динамика почти полностью зависит от процессов воспроизводства, прежде всего, рождаемости, происходит становление суверенной демографической системы, функционирующей на основе казахского этноса. Что это значит? В суверенное время этническая структура, характерная для советской эпохи, постепенно трансформируется, и казахи становятся большинством населения, в том числе и в городах. Завершается переход от прежней демографической системы, во многом базировавшейся на европейских стандартах воспроизводства, к суверенной. Тенденция ее функционирования на автохтонной основе становится все более явной, с высокой долей определенности уже можно выделить новые характерные черты. Важным, на мой взгляд, является то, что, с одной стороны, предпринимается активная попытка возрождения традиционных представлений о семье, браке, роли женщины в обществе. Одновременно с этим нельзя не отметить выраженные модернизационные устремления. В сознании и поведении женщин различных регионов можно увидеть, как проявляется огромный цивилизационный диапазон, концентрируются сложные варианты сочетаний социально-экономических, социокультурных и иных факторов.

– В вашей научной публикации «Демографическое измерение Казахстана: ретроспектива и перспектива» дана комплексная оценка развития демографических процессов Казахстана в первые полтора десятилетия XXI века, где вы отмечаете, что в этот период произошло стабильное увеличение численности населения за счет естественного и миграционного прироста. Какие изменения в демографической политике в тот период Казахстана можно еще отметить?

– Демографические установки современного Казахстана формируются под действием часто противоположных тенденций социальноэкономического, социокультурного развития. Как меняется репродуктивное поведение женщин в городах? С целью изучения степени влияния обозначенных тенденций на процессы рождаемости, в период 2021-2023 годов нашим центром было проведено социологическое исследование репродуктивных установок городского казахского населения (городских казашек в возрасте 19-49 лет). Одним из инструментов этого исследования были глубинные интервью, в ходе которых выявлено что, с одной стороны, городской образ жизни, рост высшего образования, закрепление казахов в социальноэкономической структуре города усиливают влияние фактора социально-экономической детерминации рождаемости. Увеличивается число женщин, все более отдаляющихся от прежних воззрений, планирующих рождение одного-двух детей: «для меня важно качество жизни, а не количество детей», «не больше двоих детей», «думаю, двоих достаточно». При этом, отношение к многодетности, в целом, отрицательное: «рожают, чтобы получить что-то от государства», «никто не заставлял их рожать». Данный тип отличает более поздний возраст вступления в брак и материнства, процессы нуклеаризации семьи, серьезное отношение к планированию детей. Так, в ответах на вопросы, касающихся рождения детей, встречаются следующие варианты: «проходили и сдавали анализы за полгода», «муж бросил курить», «отказались от алкоголя», «витамины пила». У женщин, относящихся к современному типу репродуктивного поведения, выявляются высокие требования, как к материнству, так и к качеству образования и развития детей. При этом, образование (особенно, дополнительное, платное), воспитание и развитие детей осуществляется за счет ресурса семьи, самих родителей. Характерным является практическое отсутствие влияния родственников, традиций, религии на репродуктивные установки. С другой стороны, перманентная урбанизация и присутствие в городах большого числа горожан в первом поколении сохраняют актуальность традиционных ценностей и на новом месте жительства. Как показывают данные социологического исследования «Репродуктивные установки городских казашек» (2021-2023 годы), значение «большой семьи» по-прежнему велико: «родственники хорошо помогали и помогают с обеих сторон», «все проблемы решаем вместе с родней», «отдали ребенка в годовалом возрасте бабушке с дедушкой», «родственники помогают с ребенком посидеть» и т.д. Заметна эмоционально-положительная оценка многодетности: «я восхищаюсь», «я уважаю», «я мечтаю (стать многодетной мамой – авт.)» и прочее. Респонденты часто используют обороты речи: «Бог даст», «Бог захочет», «мы – казахи», «у нас, у казахов, так принято» и т.д. Большая роль в обеспечении и социализации детей отводится государству. В ответах часто звучат мнения: «государство должно», «государство обязано», «это – долг страны» и т.д. Многодетность остается распространенным явлением в городской среде. И если в этой среде, по мнению Ш. Кадырова, она утрачивает свое значение как функции, «она сохраняется в виде этнического стереотипа самосознания личности. Предписания, детерминировавшие многодетность в прошлом, могут потерять первоначальный вид. Могут принимать иррациональное значение». В то же время все более явно проявляет себя и тенденция планирования женщинами средне- и многодетной семьи. Это сознательное, рациональное решение, принятое на основе анализа своего социально-экономического положения: «если у тебя дети, ты должна обо всем думать, слепой героизм не нужен», «важно, чтобы семья могла обеспечить детей», «у детей должно быть детское счастье, все в достатке», «я – за демографию, но и за осознанность людей». Для женщин, планирующих многодетность, важно наличие необходимых условий и возможностей у семьи – финансовой стабильности, жилья и пр. Большинство женщин этой группы имеет высшее образование, высокий социальный статус. Решение о рождении детей принимается в рамках нуклеарной семьи. «Большая семья» воспринимается лишь как вариант общения, взаимопомощи. Таким образом, в Казахстане присутствует социокультурное многообразие, сконцентрированное в представителях одного этноса. Имеется масса репродуктивных вариантов, претерпевающих постоянную эволюцию. Во многом эти варианты являются следствием урбанизации. Миграционный поток из села в город все еще оказывает серьезное влияние на процессы рождаемости. Но в перспективе демографический потенциал села иссякнет, и город начнет продуцировать собственную социокультурную динамику, казахская культура будет воспроизводиться на городской основе. И ее более активное взаимодействие с социально-экономическими факторами способно сформировать новый вариант демографического поведения казахов.

– Проанализируйте, пожалуйста, нынешнюю демографическую ситуацию Казахстана, в том числе соотношение городского и сельского населения, представителей коренного населения и других национальностей, женщин и мужчин, средний возраст казахстанца.

– Современная городская среда в РК – это пространство конкуренции и взаимодействия двух типов ценностей: традиционных и модернизированных. Этому способствует высокая мобильность населения, возникающая вследствие активной урбанизации. Инфраструктурные и социально-экономические ресурсы городов (в первую очередь, рынок труда) не соответствуют быстро растущему населению. «Новые горожане», являясь носителями традиционных ценностей, не имеют возможности быстро интегрироваться в индустриальнопостиндустриальный образ жизни. В городском социокультурном контексте четко фиксируются процессы рурализации и даже архаизации повседневных социальных практик в сфере репродуктивного поведения. Это приводит к высоким показателям рождаемости без учета реальных возможностей социализации детей, соответствующей передовым международным стандартам (образование и дополнительные формы личностного развития). Следствием взаимодействия традиционных и модернизированных ценностей становится возникновение новых комплексов норм и повседневных практик, которые получают все большее распространение и интегрируются во все сферы общественной жизнедеятельности, охватывая и репродуктивное поведение. Однако описать этот процесс, как некий особый третий «идеальный тип», с четкой и логически непротиворечивой структурой, по примеру «традиционного» или «модернизированного», в настоящее время не представляется возможным именно в силу многообразия вариантов (в том числе, региональных). Более того, если что-то и объединяет все эти варианты в условное единое целое, так это наличие глубинных внутренних противоречий, которые еще предстоит преодолеть. В сознании женщины репродуктивного возраста возникает острое, но часто не осознаваемое и не рефлексируемое противоречие между идеализированным образом будущего (профессиональная карьера, активная социальная самореализация, устойчивый доход) и сакрализированными репродуктивными установками, отвергающими рациональное планирование семьи и взятие на себя личной ответственности за социальное и материальное благополучие детей, эта ответственность перекладывается на высшие силы, мужа, государство, родственников. Отмечается противоречивое стремление исключить мужчин из процесса контроля над численностью детей – с одной стороны (снижение числа указаний на презервативы в качестве основного средства контрацепции), и переложить на них полную ответственность за материальное обеспечение семьи. Еще одним следствием распространения традиционных ценностей в условиях урбанизации становится быстрый рост патерналистских настроений. Государство в этом случае воспринимается как сочетание функций «квазиотца/мужа», которому одновременно подчиняются и на которого, также перекладывается ответственность за обеспечение и создание условий воспитания детей. Отмеченные процессы имеют региональные особенности, но, в первую очередь, необходимо отметить универсальную, имеющую место по всей стране парадигму взаимодействия, взаимопроникновения, а зачастую и конкуренции ценностей. В то же время в западных регионах наблюдается более активная архаизация, а на юге, напротив, можно отметить медленное, но достаточно устойчивое изменение вектора в сторону модернизации. Особую роль в этом процессе играет придание Шымкенту статуса города республиканского значения. На севере, в центре и на востоке республики, где ранее сложилась более модернизированная модель репродуктивного поведения, отмечается распространение традиционных ценностей и рост рождаемости. Но этот региональный процесс не обеспечивает устойчивого роста населения в будущем, так как молодые поколения «вымываются» внутренней миграцией. На фоне общих социокультурных процессов взаимодействия и конкуренции ценностей разных типов в городах различных регионов процесс трансформации репродуктивного поведения и репродуктивных установок казашек происходит не одинаково и неравномерно. Это требует разработки и коррекции демографической политики на основе сценариев социодемографического развития, которые учитывают региональные особенности репродуктивного поведения.

– Ваше мнение: для чего нужна перепись населения, есть ли в ней необходимость, если да, то какие задачи в развитии страны она выполняет?

– Перепись населения безусловно нужна, она представляет собой единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных населения. Проводится она с периодичностью один раз в десять лет, и позволяет получить статистический срез по многим сферам жизни, который ложится в основу планирования и прогнозирования.

Подготовила Ольга СИЗОВА, собкор по ВКО

Заң факультеті түлектерінің еліміздің дамуына қосқан үлесі

    Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті заң факультеті — еліміздің...

Бейбітшілік пен сот әділдігі-жарқын болашақ кепілі

     БҰҰ-ның 2030 жылға дейінгі тұрақты даму мақсаттарының 16-мақсаты-«Бейбітшілік, әділдік...

По городам и районам

В ходе рабочей поездки глава области Абай Берик Уали...

Некомфортная ситуация

Как только область Абай возглавил Берик Уали, то откровенно...

НА ОСОБОМ КОНТРОЛЕ

Под председательством главы Кызылординской области Нурлыбека Налибаева состоялось заседание...