Предприниматели Восточно-Казахстанской области обеспокоены предполагаемым изменением ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 2025 года с 12 до 16 процентов.
По предположениям инициаторов увеличения ставки НДС, нововведение позволит увеличить поступления в бюджет и повысить конкурентоспособность отечественных товаров по сравнению с импортными. Но у бизнес-сообщества Восточного Казахстана другой прогноз: резкий скачок цен на продукцию и запуск инфляционного процесса. В Палате предпринимателей ВосточноКазахстанской области озвучили мнения предпринимателей из разных сфер бизнеса, касающихся предполагаемой ставки налога на добавленную стоимость.
Алия АДАМОВА, руководитель ТОО «Производственно-коммерческое предприятие «Рауан»:
– Во-первых, рост ставки НДС приведет к повышению стоимости товаров. Мы как социальное предприятие вынуждены будем поднять цену на товар, который предназначен для уязвимых категорий населения, то есть это сразу будет непродаваемость нашего товара. Соответственно он у нас будет залеживаться на складах, и это приведет, конечно, к большим убыткам. Во-вторых, на мой взгляд, рост ставки НДС приведет к повышению инфляции, это однозначно. В-третьих, все предприятия, которые сейчас работают честно, у которых вся бухгалтерия «прозрачная», начнут уходить «в тень», чтобы не всю свою продукцию облагать НДС. Я категорически против увеличения НДС. В период экономического кризиса, наоборот, первой мерой государственной поддержки должно быть снижение НДС, чтобы поддержать бизнес, чтобы мы могли дальше выживать. Представьте, если сейчас все предприятия, которые выпускают продукты питания и которые все платят НДС, поднимут цены! Цены вырастут сразу на все – даже на хлеб не говоря о товарах первой необходимости.
Евгений ЧЕРКАШИН, руководитель ТОО «Издательский дом «Регион»:
– Я не противник повышения ставки НДС: понимаю, что есть в государстве острая необходимость пополнения бюджета. И не воспринимаю это, как абсолютное зло, особенно в условиях, когда заявляется о применении дифференцированной ставки по корпоративному налогу. Если эта дифференцированная ставка будет иметь четко выраженный эффект компенсации для предприятий малого и среднего бизнеса, то все нормально. Но вот какие вижу риски. Первое: можно ли сделать это так, чтобы получить желаемый эффект, когда с одной стороны пополняется бюджет, с другой – не происходит удушение малого и среднего бизнеса? Второй момент – это ставка рефинансирования. Она у нас одна из самых высоких в мире. Это означает очень высокую стоимость кредитов в банках. Соответственно, бизнес, который нацелен на формирование реальных производств, сейчас испытывает острейший дефицит в доступных кредитных средствах. И рост ставки НДС вкупе с высокой ставкой рефинансирования формирует критически сложную бизнес-среду, прежде всего, для тех, кто занимается реальным производством. И третий момент. НДС в любом случае ляжет бременем на конечного потребителя. Я сомневаюсь, что пострадают те, кто занимается производством товаров первой необходимости, люди в любом случае будут их покупать. Но когда стоимость этих товаров вырастет, мы должны будем говорить о снижении покупательной способности населения. Есть вероятность, что пострадает бизнес, который оказывает услуги или производит товары не первой необходимости. Проводя такого рода реформы, нельзя допустить банкротства предприятий малого и среднего бизнеса, потому что мы начнем терять местное содержание, что в совокупности приведет к потере определенного объема налоговых поступлений и росту социальной напряженности. Поэтому хотелось бы, чтобы был представлен проект в полном объеме, когда будут видны и понятны эффекты компенсации и переливания бюджетных средств, чтобы мы не обсуждали поверхностно столь серьезную тему, а дискутировали предметно, на уровне фактов и цифр.
Лидия БЕНДЮКОВА, руководитель ТОО «Рекламно-производственная компания «Lime»:
– Нам при таких условиях балансировать будет очень сложно. Придется сокращать работников, чтобы бюджет фирмы сохранить и поднимать стоимость услуг, потому что все наши расходы включаются в стоимость каждой услуги. И клиенты начнут просто отказываться от наших услуг! Соответственно, нам придется закупать сырье дешевле, но работа с такими исходными материалами неизбежно приведет к снижению качества выпускаемой продукции. К тому же, с ними работать очень сложно, у нас не каждый работник умеет работать с дешевыми материалами… Мы изготовим дешевую вывеску, дешевый баннер, но он не долго провисит, соответственно, отзывы о нашей фирме будут не очень хорошие. Конечно, «сарафанное радио» нам не нужно. Исходя из этого всего, вывод один: какой смысл тогда держать эту фирму, если она не будет приносить никакого дохода, а будет приносить только убытки и в конечном итоге разорение.
Диана ЮРЬЕВА


