В соответствии с п. 2 и п. 5 ст. 31 Закона РК «О нотариате», контроль за соблюдением нотариусами, занимающимися частной практикой, требований законодательства РК и правил делопроизводства осуществляется территориальным органом юстиции, контроль за деятельностью нотариуса осуществляется в порядке, установленном Предпринимательским кодексом РК. Согласно ч. 1 ст. 144-2 Предпринимательского кодекса РК, профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) представляет собой контроль, который соответствующие органы проводят с обязательным посещением, и по результатам которого в случае выявления нарушений выносится предписание об их устранении без возбуждения административного производства, а также в случаях, предусмотренных законами РК, применяются меры оперативного реагирования. Профилактический контроль и надзор за частными нотариусами осуществляется на основании совместного приказа Министра юстиции РК от 6 ноября 2018 года №1529 и Министра национальной экономики РК от 6 ноября 2018 года № 60 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в сфере нотариальной деятельности». Указанный приказ дает понятие риска, как вероятности причинения вреда в результате деятельности субъекта (объекта) контроля законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации определяются субъективные критерии, которые в соответствии с критериями оценки степени риска соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и незначительное. Грубые нарушения – нарушения требований, установленных законодательством РК в сфере нотариальной деятельности, которые могут привести к существенным нарушениям прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Значительные нарушения – нарушения требований законодательства РК в сфере нотариальной деятельности, создающие предпосылки для причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства. Незначительные нарушения – нарушения требований законодательства РК в сфере нотариальной деятельности, не относящиеся к значительным и грубым нарушениям. Из содержания ч. 4 ст. 144-2 Кодекса следует, что основанием для назначения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора является полугодовой список субъектов (объектов), утвержденный первым руководителем регулирующего госоргана или местного исполнительного органа, за исключением случая формирования графиков и полугодовых списков в информационных системах оценки и управления рисками в автоматическом режиме. Список профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в сфере нотариальной деятельности утверждается два раза в год приказом Министра юстиции РК. Данные списки проведения формируются в отношении субъектов контроля и надзора с обязательным указанием объектов, в отношении которых назначен профилактический контроль с посещением. В срок до 10 декабря года, предшествующего году проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, и до 10 мая текущего календарного года соответствующие органы направляют утвержденные полугодовые списки проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, в том числе в электронной форме, в уполномоченный орган в области правовой статистики и специальных учетов для формирования полугодового сводного списка, за исключением случая формирования графиков и полугодовых списков в информационных системах оценки и управления рисками в автоматическом режиме. Далее алгоритм проведения профилактического контроля и надзора частных нотариусов выглядит следующим образом. На основании полугодового списка орган контроля и надзора обязан уведомить в письменном виде субъект контроля и надзора (руководителя юридического лица либо его уполномоченное лицо, физическое лицо) о начале проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) не менее чем за 30 календарных дней до его начала с указанием даты. Здесь необходимо отметить, что 30 декабря 2021 года, согласно Закону РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности и перераспределения отдельных функций органов внутренних дел Республики Казахстан», глава 13 Кодекса была дополнена ст. 144-2 и введена в действие с 1 января т.г., где срок ознакомления субъекта контроля и надзора с уведомлением о начале проведения профилактического контроля увеличен. В старой редакции Кодекса, орган контроля и надзора обязан был известить выбранного субъекта о начале проведения внеплановой проверки, профилактического контроля и надзора с его посещением не менее чем за сутки до их начала. Согласно ч. 1 ст. 145 Кодекса, профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверка проводятся на основании акта органа контроля и надзора о назначении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) и (или) проверки. В соответствии с ч. 1 ст. 146 Кодекса, акт о назначении, дополнительный акт о продлении сроков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, за исключением встречных проверок, осуществляемых органами государственных доходов в соответствии с Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», в обязательном порядке регистрируются в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов. Должностные лица органа контроля и надзора, прибывшие на объект для профилактического контроля и (или) проверки, обязаны предъявить субъекту контроля и надзора: – акт о назначении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки с отметкой о регистрации в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов; – служебное удостоверение либо идентификационную карту. Сроки профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки частных нотариусов не должны превышать 15 рабочих дней с возможностью продления на срок не более 15 рабочих дней. По результатам профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки должностным лицом составляются либо акт о результатах профконтроля с посещением и (или) проверки, либо предписание об устранении выявленных нарушений в случаях выявления нарушений. Сроки исполнения предписания об устранении выявленных нарушений определяются с учетом обстоятельств, оказывающих влияние на реальную возможность его исполнения, но не менее десяти календарных дней со дня вручения предписания об устранении выявленных нарушений. Завершением срока профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки считается день вручения частному нотариусу акта о результатах профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки.
Салтанат МАМАНОВА, главный специалист по праворазъяснительной работе и оказанию юридических услуг департамента юстиции Костанайской области


