spot_img
spot_img

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ЧАСТНЫМ НОТАРИАТОМ

В соответствии с п. 2 и п. 5 ст. 31 Закона РК «О нотариате», контроль за соблюдением нотариусами, занимающимися частной практикой, требований законодательства РК и правил делопроизводства осуществляется территориальным органом юстиции, контроль за деятельностью нотариуса осуществляется в порядке, установленном Предпринимательским кодексом РК. Согласно ч. 1 ст. 144-2 Предпринимательского кодекса РК, профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) представляет собой контроль, который соответствующие органы проводят с обязательным посещением, и по результатам которого в случае выявления нарушений выносится предписание об их устранении без возбуждения административного производства, а также в случаях, предусмотренных законами РК, применяются меры оперативного реагирования. Профилактический контроль и надзор за частными нотариусами осуществляется на основании совместного приказа Министра юстиции РК от 6 ноября 2018 года №1529 и Министра национальной экономики РК от 6 ноября 2018 года № 60 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в сфере нотариальной деятельности». Указанный приказ дает понятие риска, как вероятности причинения вреда в результате деятельности субъекта (объекта) контроля законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации определяются субъективные критерии, которые в соответствии с критериями оценки степени риска соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и незначительное. Грубые нарушения – нарушения требований, установленных законодательством РК в сфере нотариальной деятельности, которые могут привести к существенным нарушениям прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Значительные нарушения – нарушения требований законодательства РК в сфере нотариальной деятельности, создающие предпосылки для причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства. Незначительные нарушения – нарушения требований законодательства РК в сфере нотариальной деятельности, не относящиеся к значительным и грубым нарушениям. Из содержания ч. 4 ст. 144-2 Кодекса следует, что основанием для назначения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора является полугодовой список субъектов (объектов), утвержденный первым руководителем регулирующего госоргана или местного исполнительного органа, за исключением случая формирования графиков и полугодовых списков в информационных системах оценки и управления рисками в автоматическом режиме. Список профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в сфере нотариальной деятельности утверждается два раза в год приказом Министра юстиции РК. Данные списки проведения формируются в отношении субъектов контроля и надзора с обязательным указанием объектов, в отношении которых назначен профилактический контроль с посещением. В срок до 10 декабря года, предшествующего году проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, и до 10 мая текущего календарного года соответствующие органы направляют утвержденные полугодовые списки проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, в том числе в электронной форме, в уполномоченный орган в области правовой статистики и специальных учетов для формирования полугодового сводного списка, за исключением случая формирования графиков и полугодовых списков в информационных системах оценки и управления рисками в автоматическом режиме. Далее алгоритм проведения профилактического контроля и надзора частных нотариусов выглядит следующим образом. На основании полугодового списка орган контроля и надзора обязан уведомить в письменном виде субъект контроля и надзора (руководителя юридического лица либо его уполномоченное лицо, физическое лицо) о начале проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) не менее чем за 30 календарных дней до его начала с указанием даты. Здесь необходимо отметить, что 30 декабря 2021 года, согласно Закону РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности и перераспределения отдельных функций органов внутренних дел Республики Казахстан», глава 13 Кодекса была дополнена ст. 144-2 и введена в действие с 1 января т.г., где срок ознакомления субъекта контроля и надзора с уведомлением о начале проведения профилактического контроля увеличен. В старой редакции Кодекса, орган контроля и надзора обязан был известить выбранного субъекта о начале проведения внеплановой проверки, профилактического контроля и надзора с его посещением не менее чем за сутки до их начала. Согласно ч. 1 ст. 145 Кодекса, профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверка проводятся на основании акта органа контроля и надзора о назначении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) и (или) проверки. В соответствии с ч. 1 ст. 146 Кодекса, акт о назначении, дополнительный акт о продлении сроков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, за исключением встречных проверок, осуществляемых органами государственных доходов в соответствии с Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», в обязательном порядке регистрируются в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов. Должностные лица органа контроля и надзора, прибывшие на объект для профилактического контроля и (или) проверки, обязаны предъявить субъекту контроля и надзора: – акт о назначении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки с отметкой о регистрации в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов; – служебное удостоверение либо идентификационную карту. Сроки профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки частных нотариусов не должны превышать 15 рабочих дней с возможностью продления на срок не более 15 рабочих дней. По результатам профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки должностным лицом составляются либо акт о результатах профконтроля с посещением и (или) проверки, либо предписание об устранении выявленных нарушений в случаях выявления нарушений. Сроки исполнения предписания об устранении выявленных нарушений определяются с учетом обстоятельств, оказывающих влияние на реальную возможность его исполнения, но не менее десяти календарных дней со дня вручения предписания об устранении выявленных нарушений. Завершением срока профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки считается день вручения частному нотариусу акта о результатах профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки.

Салтанат МАМАНОВА, главный специалист по праворазъяснительной работе и оказанию юридических услуг департамента юстиции Костанайской области

Сот тәртібімен банкрот деп тану ерекшеліктері

Қазақстан Республикасы азаматтарының төлем қабілеттілігін қалпына келтіру және банкроттық туралы...

Судьялыққа адал қызметтің айшықты үлгісі

  Биыл Қазақстан Республикасының сот жүйесінде абыройлы еңбек етіп,...

Код рода: возвращение к корням

ЕСЛИ БЫТЬ ЧЕСТНЫМ, КАЗАХСКИЙ НАРОД НИКОГДА НЕ РАССМАТРИВАЛ РОДСТВО...

Итоги работы Кассационного суда по гражданским делам

С 1 июля 2025 года в Казахстане начал работу...