spot_img
spot_img

О ЗДОРОВЬЕ ЛИ РЕЧЬ?

Парадокс: одним из самых обсуждаемых в обществе стал Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения», поскольку он касается абсолютно всех граждан, но, при этом, имеет массу противоречий. Однако такого рода документы должны быть максимально понятными, четкими, юридически грамотными и обоснованными.

Вопросы вызывают многие нормы кодекса, но особенно беспокоят граждан ст. ст. 91 и 92, касающиеся раннего сексуального просвещения, психического здоровья детей и превенции суицидов. Корреспондент «Юридической газеты» попросил прокомментировать сложившуюся ситуацию руководителя ОФ «Қорғау HR», специализирующегося на защите прав человека в области психиатрии, юрисконсульта юридической палаты «Юстус» Алию АБДИНОВУ. – Мы предлагаем полностью исключить ст. ст. 91 и 92 из Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» по следующим основаниям. Секспросвет здесь маскируется под понятие охраны репродуктивного здоровья, где вместо обучения целомудрию, любви, половому воздержанию, традиционным семейным ценностям, разъяснению запрета законом вступления в половые отношения до 16 лет, «учат» заниматься просто безопасным сексом, направляя неокрепшие умы на секс. Далее, психиатрия в школах и детсадах маскируется под понятие охраны психического здоровья и превенции суицида. Считаем, что этими понятиями реализовываются массовая постановка психиатрических диагнозов детям в дошкольных и школьных учреждениях (детские сады, школы) и лечение психотропными препаратами. Каким образом это происходит: психологами школ проводятся тесты ЮНИСЕФ по выявлению депрессии, тревожности у детей. По результатам тестов детей направляют к обычным врачам первично медикосанитарной помощи (которые имеют право диагностировать психдиагнозы и выписывать лечение соответствующими препаратами согласно ст. 167 Кодекса «О здоровье народа и системе здравохранения») и психиатрам. Так, по пилотному проекту ЮНИСЕФ с в Казахстане было пролечено около двух тысяч человек психотропными препаратами. ЮНИСЕФ закуп этих антидепрессантов и транквилизаторов рекомендовал включить в пакет гарантированного объема бесплатной медицинской помощи для детей и подростков. Вот несколько примеров побочных действий от препаратов из рассказов несовершеннолетних в Казахстане: «Увеличили дозу препаратов по одной таблетке. Состояние стало еще хуже. Стал более раздражительным от препаратов, не контролировал свои эмоции. Я стал раздражаться в автобусах, а также писал про желание убивать»; «После этих таблеток у меня появилась агрессия, я как будто тиран стал, волосы начали выпадать. Я как будто другим стал человеком»; «…вес набрал до 120 кг (до препаратов был нормальный вес, соответствующий возрасту), у меня живот вырос большой, три складки на нем, я испытывал сильный дискомфорт в школе, стал нервозным, стал чаще наоборот ругаться с родными, головные боли, начали выпадать волосы, молочные железы стали как у женщины, учащенное сердцебиение, я стал как овощ». А теперь приведу только один пример из зарубежного опыта. В США в 1997 году был запущен проект «Превенция суицида Teen». В качестве решения предложили ввести в обязательном порядке в школах тестирование на склонность к суициду. В 1997 году по результатам тестирования школьники США из группы риска были отправлены к психиатрам и пролечены психотропными препаратами. Через год в американских школах начались массовые «расстрелы». В ходе расследования выяснилось, что школьники были под действием препаратов, которые им как раз выдавали по результатам тестирований. На 2016 год большой процент самоубийств в США происходит от побочных явлений вот этих психотропных препаратов. По сути, школьников подсадили на препараты, фармкомпании стали на этом зарабатывать. А ведь все это внедрялось под благими намерениями – якобы для борьбы с подростковым суицидом. На деле то, что предлагалось в качестве решения, только усугубило ситуацию. Теперь перечислим аргументы двух сторон. Аргументы Минздрава: медицинский осмотр школьников необходим. Аргументы юристов: да, для этого есть приказ Министра здравоохранения РК от 15 декабря 2020 года Аргументы Минздрава: медработники в школах нужны. Аргументы юристов: да, но только для предоставления неотложной, первой доврачебной медицинской помощи с оповещением родителей как и было, но необходимо исключить несвойственные обязанности медработника школы по секспросвету и психиатрии. Именно поэтому мы настаиваем на том, чтобы исключили ст.ст. 91 и 92 из Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения». Однако на сегодняшний день данную программу через «Комплексный план по защите детей от насилия, превенции суицида и обеспечения их прав и благополучия на 2023-2025 годы» пытаются масштабировать по всем школам Казахстана…

Подготовила Ольга СИЗОВА, собкор по ВКО

Как защитить свою интеллектуальную собственность в цифровую эпоху

Знай свои права, автор!Сегодня интернет открыл авторам безграничные возможности:...

Сезон ярмарок завершен

В условиях стремительно развивающейся мировой креативной экономики, управление туризма,...

Осужден на десять лет

В апреле 2024 года Т., вступив через социальную сеть...

 Аспекты возмещения ущерба 

Материальная ответственность работника за ущерб – это его обязанность...

Айнұр Шерметова: «Балалар тілінде тақпақ жазуға мәжбүрліктен келдім»

Айнұр Шерметова Алматы облысы, Абай ауылындаға "Жайна жадыра" балабақшасының...