12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

ДЛЯ ТЕХ, КОМУ НУЖНА ПОМОЩЬ

В отделении восстановительного лечения и паллиативной помощи Многопрофильной областной больницы Акмолинской области работают шесть медсестер. На вопрос, почему эти красивые и улыбчивые девушки выбрали такую непростую профессию, каждая отвечает, не задумываясь: «Всегда хотела быть полезной, помогать людям». Этот аспект работы для них – самый важный.

Отделение паллиативной помощи в регионе открылось в 2013 году по госпрограмме в с. Чаглинка Зерендинского района. В 2018 году произошло объединение трех больниц, его перенесли в областной центр, на территорию Многопрофильной областной больницы. Сейчас отделение на 20 коек оказывает высокоспециализированную паллиативную помощь в составе онкологической службы. Шестой год его возглавляет хирург Вячеслав Тонких. – Как во многих отделениях, у нас есть дефицит кадров. Очень нужны две медсестры, есть вакансии санитарок. Здесь очень выручают студенты, которые берут на себя ночные смены, дежурят в выходные дни и праздники. Когда принимаем на работу, предупреждаем: нужна хорошая подготовка и физическая, и психологическая. Однако многие молодые специалисты, не знакомые с нюансами работы, часто не выдерживают. Бывало, уже на второй день не выходили на работу. Коллектив отделения сложился не сразу. Сначала слезы были без перерыва, так близко к сердцу девочки принимали боль каждого пациента. Я всегда говорю: «Да, жалко, но мы не сможем спасти всех, это надо понимать. Мы должны просто делать все, что в наших силах». Так и работаем, к каждому пациенту относимся с душой, – рассказывает Вячеслав Юрьевич. Старшая медсестра Карлыгаш Шаимова подхватывает: – Иногда просят: «Это наш родственник, вы к нему повнимательнее…» Всегда успокаиваем: внимание ко всем пациентам одинаковое, по-другому мы не умеем, это основа нашей работы. С первого дня работы отделения здесь трудится медсестра Гульнара Байгульбаева. Выпускница Омского медучилища успела поработать в разных медучреждениях, общий стаж уже превышает 28 лет, но именно здесь считает себя на своем месте. Когда отделение перевели в областной центр, – опытной медсестре предложили работу в районной больнице, поближе к дому. Но Гульнара Асылбековна отказалась: за столько лет прикипела душой к коллективу и таким непростым пациентам. Каждый день, в любую погоду она добирается из Чаглинки в областной центр, чтобы помогать пациентам. – К нам поступают пациенты, которых нужно подготовить к оперативному лечению или помочь восстановиться после операции или химиотерапии. Например, пациентов, у которых удалили часть желудка или кишечника, приходится заново учить правильно принимать пищу. Несмотря на то, что мы единственное отделение, где узаконена смертность пациентов, стараемся, чтобы последние дни пациент все-таки провел в родных стенах, в кругу родных и близких. Если мы понимаем, что пребывание в больничных стенах не улучшит самочувствие пациента, готовим его на выписку. Я не сторонник лжи, считаю, что человек должен знать диагноз и прогнозы течения заболевания, – отмечает доктор. А контингент здесь действительно не простой. У многих осознание глубины проблем со здоровьем приходит далеко не сразу. По словам Вячеслава Юрьевича, самая большая беда – несвоевременное обращение пациентов за помощью. Многие обращаются к врачу, когда болезнь уже запущена, организм истощен. – Для этого должна произойти перемена в сознании людей. Лучше обследоваться вовремя, пройти скрининг, профосмотр. Да, у всех работа и семьи, у нас медперсонал оперируется в перерывах – настолько большая нагрузка и ответственность, на себя времени не хватает… – рассказывает доктор. – Еще один немаловажный аспект – социальные проблемы. Одна пациентка в возрасте поступила в тяжелом состоянии. Мы недоумевали: почему не пришла вовремя? Был бы совсем другой исход, упущено драгоценное время… А когда ее забирали, все стало на свои места: дети приехали за ней нетрезвые. Получается, пока они пьянствовали, бабушка ухаживала за внуками, несмотря на прогрессирующую болезнь… Чтобы получить заветное направление в больницу, нужно не раз приехать в районный или областной центр – сдать анализы, пройти осмотр… Если обследование комплексное, оно занимает немало времени. Есть пациенты, которые бросают обследование, когда сталкиваются с этим, машут рукой на свое здоровье. Начинается самолечение, отрицание: «Со мной этого точно не может случиться, с кем-то другим – пожалуйста…» А после – истощение, анемия… Вот и получается, что в основном онкология выявляется уже на третьей – четвертой стадии, единичные случаи – на первой – второй. Так и растет печальная статистика… В отделение поступают пациенты самого разного возраста. Медработники отмечают, что в последние годы увеличилось количество молодых женщины с раком шейки матки, не достигших и 30 лет. Но есть и пациенты в возрасте, кому и 80, и свыше 90 лет. – Пожилые пациенты – самые морально устойчивые, физически крепкие, выносливые и воспитанные. Они же и самые оптимистичные, в отличие от молодежи. На их долю выпало столько испытаний, что они стараются справиться с болезнью, неукоснительно выполняют рекомендации врача и никогда не опускают руки, – говорит Карлыгаш Абдулгамаровна. Чтобы лечение было эффективным, а восстановление прошло быстро, человек должен принять свой диагноз. Сначала пациенты испытывают шок, отрицание. У каждого это выражается по-своему. Кто-то уходит в себя, молчит и никак не реагирует на окружающих. У кого-то просыпается агрессия, негативное отношение к медперсоналу. Не со зла, по принципу «кто-то же должен отвечать за то, что мне плохо…» Чаще всего изменения первыми замечают медсестры. В таком случае работать с пациентом помогает психолог. – Многими вещами пациенты делятся не с врачом, а с медсестрами. Рассказывают об изменениях состояния здоровья, о делах домашних, показывают фотографии детей и внуков… Иногда зовут медсестру просто посидеть рядом, поговорить, подержать за руку… В критических ситуациях потребность в общении и человеческом тепле многократно возрастает, – делится Вячеслав Юрьевич. – Надежда – вот чем живет каждый пациент отделения. Когда диагностируется опухоль молочной железы, как правило, выход один: химиотерапия, потом операция. Обговариваем с пациентками. И даже на операционном столе, перед тем, как получить наркоз, девушки с надеждой спрашивают: «Доктор, может быть, получится не полностью удалить?..» Постоянно на связи, на телефоне. Работаю даже дома, допоздна. В прошлом году вышел в отпуск, и в первый же день звонок: «Ты когда вернешься?..» Сложнее всего, по словам медсестер, не перевязки и капельницы, не гигиенические процедуры… Сложнее всего сказать родственникам о смерти близкого человека. О них здесь говорят: «пациент ушел…» Выбрать подходящую минуту, найти те самые слова, в которых нуждаются родные… Этот груз тоже ложится на плечи медсестер. – Когда работаешь в команде, любое дело спорится и все по плечу, – уверена старшая медсестра. – А у нас очень дружный коллектив, мы всегда готовы прийти на помощь, никогда не делим работу на «твою» и «мою». Она вся – наша. А самое главное – доброжелательность и милосердие. Всегда, в любых обстоятельствах. Наверное, поэтому отзывы о работе отделения только хорошие… Светлана Финк проходит лечение в отделении уже третью неделю. Женщину готовят к операции. – Ни одного плохого слова сказать не могу. В палате чистота и порядок, тепло и светло, питание отличное. Когда поступила, сесть сама не могла, сейчас значительно лучше. И все, благодаря им, медсестричкам. Заботливые, вежливые, внимательные… И поддержат, и помогут, а уколы Маншук ставит – и незаметно, как будто комарик укусил… – отзывается Светлана Астаховна. Медсестра Маншук Марашева улыбается. Девушка выбрала профессию еще в детстве, после школы без колебаний поступила в Кокшетауский высший медицинский колледж. На втором курсе устроилась санитаркой в отделение паллиативной помощи. Работа здесь настолько увлекла девушку, что два года назад с дипломом она пришла именно сюда. – Трудности есть, конечно, но нет такой работы, чтобы было только легко. А здесь и коллектив хороший, и как работать с пациентами, я уже научилась, пока санитаркой работала. Поэтому выбор передо мной не стоял, – вспоминает Маншук. – Когда принимаем медсестер на работу, со всеми беседуем, проводим психологическую подготовку. Говорю девчатам: да, трудное отделение, сложные пациенты. Но вы здесь очень нужны… Так и работаем, – говорит в заключение беседы Карлыгаш Габдулгамаровна.

Наталья ЯКОВЛЕВА

Әдеп кодексінің талаптарын сақтау міндет

Сыбайлас жемқорлықпен күрес мемлекеттік қызметшілерге қатаң талап пен жауапкершілік жүктейді. Мемлекеттік қызметкерлердің әдеп кодексінің талаптарын, сондай-ақ, заңмен белгіленген...

Самый ценный ресурс – здоровье граждан

Парк службы скорой медицинской помощи г. Шымкента пополнился 30...

Личное поручительство в уголовном процессе

В целях обеспечения необходимых условий для успешного расследования и...

Искусственный интеллект и право

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ АКТИВНО ВНЕДРЯЕТСЯ В РАЗЛИЧНЫЕ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,...

Еріктілер кеңесі мүшелері ауладағы қар тазалау акциясына қатысты

«Еріктілер кеңесі» — Мемлекеттік қызмет істері Агенттігінің ұйымдастыруымен құрылған...