Итогам деятельности 2022 года и первого квартала 2023 года и планам Департамента агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан по Восточно Казахстанской области была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся в региональной службе коммуникаций ВКО.
– По результатам анализа товарных рынков, рассмотрения обращений и иных мероприятий в прошлом году вынесено 48 уведомлений о наличии в действиях субъектов рынка, государственных органов признаков нарушений законодательства РК в области защиты конкуренции, в этом году – три. Уведомления выносились в отношении субъектов, производящих и реализующих отруби, горюче-смазочные материалы, социально-значимые продовольственные товары, осуществляющих вывоз твердых бытовых отходов и других, что позволило добиться снижения цен от двух до 15 процентов. Кроме того, в прошлом году было вынесено предостережение в адрес субъекта рынка, касающегося заявления о повышении цен на коммунальнобытовой уголь, – сообщила руководитель Департамента Агентства по защите и развитию конкуренции РК по ВосточноКазахстанской области Наталья Петрова. Всего в прошлом году проведено 58 анализов состояния конкуренции на товарных рынках сферы госуправления, продуктов питания, коммунальных услуг, горючесмазочных материалов, вывоза твердых бытовых отходов и других, в текущем году – шесть.
Как сообщила Наталья Петрова, департаментом активно применяется инструмент антимонопольных соглашений (комплаенсы) с поставщиками лекарственных препаратов и медицинских услуг, продуктов питания и др., в прошлом году заключено 28 комплаенса, в этом году – 25, что позволило снизить торговую надбавку на продукты питания с 15 до десяти процентов. – Однако Департамент Агентства по защите и развитию конкуренции не является ценовым регулятором. Мы не регулируем и не устанавливаем цены на социально-значимые продовольственные товары, это не входит в нашу компетенцию. К основным нашим задачам относится реагирование на случаи выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны субъектов, которые занимают доминирующее и монопольное положение на рынке, за исключением рынков, представленных субъектами естественной монополии. Таким образом, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства субъектами рынка, антимонопольный орган выдает уведомления и предостережения, предоставляя возможность субъектам рынка добровольно устранить нарушения. А в случаях отсутствия реагирования со стороны субъектов рынка уже назначается расследование с наложением штрафов от трех до пяти процентов от оборота и конфискацией монопольного дохода. Анализ состояния конкуренции дает понимание того, насколько развита конкуренция на тех или иных рынках в нашей области, какие существуют барьеры на конкретных товарных рынках, имеется ли злоупотребление рыночной властью со стороны монополистов и доминантов рынка. Это негативно может повлечь существенные последствия не только на изученных товарных рынках, но и в смежных отраслях, что не позволит рынку развиваться в части усиления честной конкурентной борьбы между субъектами рынка, что в конечном счете может привести к дальнейшей монополизации рынка, – отметила Н. Петрова. В текущем году запланировано изучение состояния конкуренции на более чем 15 товарных рынках региона. В рамках реализации концепции «Слышащее государство» при департаменте работают диалоговые площадки «Open Space», где предприниматели могут озвучить проблемные вопросы, препятствующие развитию бизнеса, а также Совет по выявлению и устранению барьеров.
Ольга СИЗОВА, собкор «ЮГ» по ВКО