Целостность имиджа государственного служащего основана на проявлении высоких профессиональных и личностных компетенций, моральнонравственных качеств и этичного поведения.
Существуют два определения: этика – в общем смысле и правила служебной этики. Что же такое этика? Общепринятый термин означает систему моральных и нравственных норм определенной социальной группы. То есть, этика – это нравственная черта характера человека или, можно сказать, духовная, так как поведение человека не зависит от наказания или осуждения, которое может последовать, а характеризуется именно как неспособность человека к совершению аморальных поступков. В свою очередь, Правила служебной этики – это установленные нормы. Для государственных служащих нашей страны Указом Президента РК №153 от 29 декабря 2015 года утвержден Этический кодекс государственных служащих РК, который с 23 февраля 2022 года действует в новой редакции. Этический кодекс государственных служащих РК устанавливает следующие стандарты служебной этики: быть скромными, соблюдать общепринятые моральноэтические нормы, не распространять сведения, не соответствующие действительности; противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства и правам граждан; соблюдать установленные законом ограничения, избегать конфликта интересов; в обращении с гражданами проявлять корректность, не допускать фактов грубости, унижения достоинства, бестактности и некорректного поведения, своими действиями и поведением не давать повода для критики с их стороны; соблюдать деловой этикет и правила официального поведения, не допускать совершения действий, явно подрывающих в глазах граждан достоинство и авторитет государственных органов, представителями которых они являются. На мой взгляд, самым верным критерием моральных качеств государственного служащего выступает такое понятие, как его авторитет, который, в свою очередь, складывается из профессиональных достижений, знаний, умений, навыков, трудолюбия, способностей и иных высоких нравственных характеристик. Авторитет, как ненасильственное положительное влияние на мысли и поступки окружающих, в результате признания особой ценности и важности достоинств его конкретной личности. Каждый государственный служащий зарабатывает свой авторитет самостоятельно, накапливая его годами с первого дня поступления на государственную службу. При этом, одним добропорядочным поступком заработать авторитет практически невозможно и, напротив, очень легко утратить его, совершив один неблагонадежный проступок. Каждый государственный служащий на своем рабочем месте обязан честно исполнять свой служебный долг, тем самым, способствуя росту авторитета государственного органа, где он работает, и повышению положительного имиджа всей системы государственной службы в глазах наших граждан. Этический кодекс государственных служащих по этому поводу гласит: «…Общество рассчитывает, что государственные служащие выполняют свои обязанности и функции компетентно и эффективно в соответствии с законами со всей добросовестностью. Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к служебной этике государственных служащих».
Динара ЕРЛИКОВА,
заместитель руководителя
Администратора судов
по Актюбинской области,
уполномоченный по этике