Жаңалықтар | Новости

ЖИВ В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ

В числе памятников архитектурного искусства, которые охраняются государством, есть мавзолей
(усыпальница) Ахмета-ишана. Памятник воздвигнут народным мастером Акбереном Жаксыбердиулы
и находится на территории аульного округа Сулутобе Шиелийского района Кызылординской области, в нижнем течении реки Сарысу возле местности Синиртек.

Ахмет Оразайулы родился 1861 году. Грамоте его учил отец Оразай, он же и отправил Ахмета в Бухару на учебу в медресе. По окончании учебы он возвратился в родные края и занялся просветительской деятельностью. Начиная с Теликоля и вплоть до Сарысу он строит школы, мечети и обучает в них детей грамоте и духовной нравственности по традиционным канонам ислама. Ахмет-ишан два раза совершал
хадж в Мекку. Его просветительская деятельность была широко известна далеко за пределами земли Сыра. О его благих делах знали и поддерживали его начинания знатные люди Акмолы, Тургая и Жезказгана.
Доподлинно известно, что Ахмет-ишан очень близко общался с Ахметом Байтурсыновым и Миржакыпом Дулатовым и, более того, помогал им выпускать газету «Қазақ». На страницах газеты он организовал конкурс на лучшие статьи, где рассказывалось о преимуществах оседлого образа жизни, обучения и освоения
различных наук. Искусно владея дехканским мастерством, он обучал своих земляков, живших вдоль реки Сарысу, выращивать различные сельхозкультуры.

Исторические документы говорят нам и о том, что он вместе со своей дочерью Бибисарой, которая имела медицинское образование, спас тысячи жизней во время эпидемии чумы, которая пришла на эти земли в
1922-1923 годах. Мавзолей Ахмета-ишана построен из жженого кирпича. В нем есть две комнаты: в большой – непосредственно усыпальница, а маленькая – для прихожан, и над ней поднимается второй уровень памятника. Восемь арок сливаются в единый рисунок с красивым куполом. Маленький вход в комнату сделан в П-образной форме. Что удивительно, основной вход вовсе не этот, а тот, что с южной стороны мавзолея. Отметим, что подобный ложный вход характерен и для многих подобных памятников великой казахской Степи. Одна из лестниц малой комнаты выходит на самый верх мавзолея, а вторая – в усыпальницу с малым
куполом. Особых орнаментов на мавзолее практически нет. Безусловно, жизнь и деятельность Ахмета-ишана требует более глубокого изучения историками, которые найдут еще много интересных фактов из жизни нашего далекого предка.

Корреспондент «ЮГ»
Максут ИБРАШЕВ

Комментарий