Жаңалықтар | Новости

ДИПЛОМ ЕСТЬ, НО РАБОТЫ НЕТ: КТО ВИНОВАТ?

Четыре года учебы в стенах университета, диплом в руках, но работы по специальности нет. Кто в этом виноват? Драгоценное время, средства, желание стать специалистом — и все труды ушли насмарку. Чтобы продолжить жить, вам необходимо найти работу. Но проблема безработицы и вас не обошла стороной. Кого винить? Альма-матер, которая дала образование, или Министерство образования и науки РК, которое с таким рвением приступило к ликвидации высших учебных заведений в стране, а может, Министерство труда и социальной защиты РК, которое должно обеспечивать занятость населения?

Нурлан АПАХАЕВ, кандидат юридических наук, адвокат, юрист в области административного правонарушения и образования

Известно, что сегодня главным критерием оценки потенциала любой
страны является степень занятости ее населения, потому что безработица
отрицательно влияет на экономический рост. В связи с этим существует такое понятие: получение высшего образования — гарант успешного трудоустройства. Однако нельзя скрывать, что у многих дипломы пылятся в сундуках. Тем временем проблема безработицы среди молодежи становится с каждым днем актуальнее. Этот факт даже в официальных органах не опровергают. Результаты госпрограмм, реализуемых по стране, неутешительны. Стало ясно, что простыми программами данную проблему не решить. Государство выделяет множество образовательных грантов по
востребованным специальностям. Однако уделяется недостаточное внимание на последующее трудоустройство выпускников. В результате чего многие выпускники вузов с дипломами оказываются за бортом, потому что работодатели не встречают их с распростертыми объятиями. Факт увеличения безработной молодежи с высшим образованием некоторые
эксперты связывают с неправильным выбором профессии. Нет, это ошибочное мнение. И у меня есть что сказать по этому поводу. Рассмотрим проблему с начала. Недавно в своей статье «Ликвидация вузов — не выход из положения» я отметил, что «если у будущего специалиста, несмотря на то, что он является выпускником государственного или частного вуза, нет способностей, то он не может найти себе работу. Потому что в настоящее время на производстве в первую очередь обращают внимание на его способность, ответственность и желание работать, нежели на диплом. Поэтому в этом нельзя винить только систему образования». Это во-первых. Во-вторых, работодатели требуют опыт работы от молодых специалистов, только что вышедших из стен университета. Сами посудите, какой опыт работы может быть у выпускника, получившего диплом только вчера? Выходит, чтобы иметь опыт работы к окончанию учебы, следует начать работу еще будучи студентом. Тогда как быть с занятиями? Да и вряд ли примут на работу студентов, тогда как ищут опытных работников. В-третьих, для нетрудоустроенной молодежи по своей специальности гласит п. 17 ст. 47 Закона РК «Об образовании»: «Граждане из числа сельской молодежи, поступившие в пределах квоты на обучение по педагогическим, медицинским, ветеринарным и сельскохозяйственным специальностям, обязаны отработать, соответственно, в государственных организациях образования, государственных медицинских организациях, в подразделениях государственных органов, осуществляющих деятельность в области ветеринарии, в государственных ветеринарных организациях и организациях независимо от формы собственности аграрного профиля, расположенных в сельской местности, не менее трех лет после окончания организации высшего и (или) послевузовского образования.

В-четвертых, согласно Трудовому кодексу РК от 23 ноября от 2015 года № 414-V, имеется требование испытательного срока для вновь принятых работников по трудовому договору. То есть в п. 2 ст. 36 говорится: «Испытательный срок включается в трудовой стаж работника и не может превышать три месяца.
Для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств организаций испытательный срок может быть увеличен до шести месяцев». Однако в иной раз это доводится до абсурда. Выпускники вузов в качестве «проходящих испытательный
срок» в течение установленного законом срока работают не только бесплатно, но и встречаются случаи переработок. К тому же после испытательного срока на работу принимается только один из трех-четырех стажеров. Кто виноват в том, что у нас много безработных специалистов с дипломами? Может, виновен
целый механизм? Поэтому я считаю, что необходимо дать возможность молодым специалистам набраться опыта на рабочем месте. Существует термин NEET относительно не имеющей высшего образования и нигде не работающей молодежи. В Казахстане доля такой категории молодежи составляет 7,2 процента. А
почему молодежь жаждет получить диплом? Потому что это не прихоть молодежи, а главное требование или
условие, основной спрос нынешнего рынка труда. От каждого человека при  трудоустройстве требуется наличие высшего образования. Соответственно, спрос порождает предложение. В том, что специалистов много, а работы нет, нет вины вузов, и нельзя сказать, что вузы дают некачественное образование.
Потому что целая система не готова к современному рынку труда. Есть у нас еще Министерство труда и социальной защиты РК, которое должно обеспечить трудоустройство молодых специалистов? Как бы мы ни говорили, в трудоустройстве молодежи снижению безработиции виноваты не только учреждения образования. Для этого нужна специальная система. Потому что цель учреждения образования — дать образование. Об этом конкретно указано в ст. 21-3 Закона РК «Об образовании»: «Организация
высшего и (или) послевузовского образования — высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования и осуществляющее научно-исследовательскую деятельность». В ст. 4 Закона РК «О некоммерческих организациях» от 16 января 2001 года
№ 142 написано: «Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, культурных, научных, образовательных, благотворительных, управленческих целей; защиты прав, законных интересов граждан и организаций; разрешения споров и конфликтов; удовлетворения духовных и иных потребностей граждан; охраны здоровья граждан, охраны окружающей среды, развития физической культуры и
спорта; оказания юридической помощи, а также в других целях, направленных на обеспечение общественных благ и благ своих членов (участников)». Однако п. 20 гл. 1 ст. 6 Закона РК «Об образовании» гласит следующее: «Содействует трудоустройству лиц, окончивших на основе государственного
образовательного заказа организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования». А в приказе министра образования и науки Республики Казахстан от 17 июня 2015 года № 391 об утверждении квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности, и перечня документов, подтверждающих
соответствие им, написано: «Наличие лицензии по направлению подготовки кадров бакалавриата «Педагогические науки» не менее чем по семи направлениям Классификатора направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием, утвержденного приказом министра образования и науки
Республики Казахстан от 13 октября 2018 года № 569 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17565) (за исключением организаций образования
в области культуры и спорта, организаций образования, подведомственных органам национальной безопасности РК, Генеральной прокуратуры РК, Министерству обороны РК, Министерству внутренних дел РК, а также организаций образования, обеспечивающих трудоустройство (не менее 90 процентов) выпускников в течение года выпуска».

Значит, согласно закону учебные заведения должны обеспечить трудоустройство своих выпускников. Но как
вуз может решить проблему государственного уровня? А насколько правильно решение о ликвидации учебных заведений под предлогом «нетрудоустроенной молодежи с дипломом»? На самом деле в борьбе с безработицей должны быть заинтересованы и Министерство образования и науки РК, и Министерство труда и социальной защиты населения, и другие ведомства по необходимости. Иначе данную проблему невозможно решить в ближайшее время.

Комментарий