Жаңалықтар | Новости

А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ

Как изВестно, сфера образоВания Выполняет ряд функций социальной напраВленности, В перВую очередь – обучение и Воспитание подрастающего поколения. В то же Время деВять уроВней образоВания сегодня слабо ВзаимосВязаны между собой. Профильное министерстВо больше озабочено контролем и надзором над структурами (субъектами) образоВания.

По официальной информации МОН РК (в отношении вузов Казахстана): «Сеть – 131 вуз. Контингент – 646 398 чел. (по госзаказу – 200 642 чел.). Численность ППС – 38 470 чел. (oстепененность – 48,4 процента). В структуре высшего образования РК преобладают частные вузы, но больше половины студентов учится в государственных учреждениях». Поступило предложение о градации вузов по заинтересованным и неполным показателям – введение так называемых лиг, с распределением вузов по четырем из них. Само предложение неподготовленное и не учитывает мнение общества, в том числе научного сообщества. Ведь достаточным представляется деление вузов по формам собственности. Не поможет и реализация предложения о подчинении вузов областным и городским (республиканского значения) акиматам.

С другой стороны, это тоже попытка противостоятьотнесению того или иного вуза к непонятной по уровню лиге. Больше смущает заявление МОН РК об освобождении либо усилении проверок в зависимости от принадлежности к лиге. С одной стороны, МОН РК выдает государственные лицензии на право образовательной деятельности, мало учитываются также аспекты негосударственной собственности. Между тем, по информации МОН РК, вузами обновлены образовательные программы по всем направлениям на основе необходимых на рынке труда навыков (SoftSkills, HardSkills). В Реестр внесены обновленные
8953 ОП, из них новых – 2472, инновационных – 262 ОП. Усилены требования к вузам со стороны МОН РК. По официальной информации, с 16 января 2020 года отзыв лицензии осуществляется МОН самостоятельно. Закрываютсячетыре вуза, десяти вузам рекомендовано  принять меры по объединению с другими, имеющими схожие направления подготовки. 23 вуза возвращают 56 лицензий по непрофильным направлениям подготовки кадров.

В данных случаях причинами могут быть и интересы передела собственности. В Казахстане недавно отметили 25-летие Конституции, разрабатывается Концепцияправовой политики на 2020- 2030 гг., тем самым важна новая правовая парадигма как система взглядов на право. В соответствии с Конституцией в республике признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом (ст. 6). Ст. 13 Конституции гласит: «1. Каждый имеет право на признание его
правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону. 2. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод». Ст. 30 гласит: «2. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. 3. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. 4. Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна
соответствовать этим стандартам». Уполномоченный орган в области образования выполняет полномочия, в числе иных – обеспечивает соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области образования
(источник – Закон РК «Об образовании»). Ст. 10 названного Закона гласит, что система образования РК представляет собой совокупность взаимодействующих компонентов, в том числе государственных общеобязательных стандартов образования и образовательных программ, обеспечивающих преемственность уровней образования; организаций образования, независимо от типов и видов, реализующих образовательные программы. Ст. 11 гласит, что задачами системы образования являются: создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного
на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики; развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, уважения к госсимволам и государственному языку, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям и др. Нерешенными проблемами в системе образования остаются академическая мобильность
обучающихся и ППС, экстернат, заочное обучение, доплата за ученые степени и ученые звания и пр.

Вузы замкнулись, нет былой открытости и взаимодействия, вот исправлением чего надо заняться МОН РК.
Никто не смоделировал негативные последствия реализации неразумного, на наш взгляд, предложения о разделении вузов на так называемые лиги. Молодежь и родители могут требовать равенства при
получении высшего образования, чему не будут способствовать аспекты выбора вуза и стоимость обучения.
Дипломы государственного образца надо сохранить. Представьте, четыре года идет подготовка по образовательным программам и требованиям (включая проверки соответствия качеству обучения) со
стороны государства, а в итоге – диплом самого вуза. В свое время КИМЭП практиковал выдачу собственного диплома, не признаваемого нигде, были судебные иски студентов и родителей, пришлось государству согласиться и наделять этот вуз государственными дипломами. В целом наблюдается попытка ущемления конституционных прав граждан в сфере образования. С учетом вышеуказанных правовых норм и
обеспокоенности о возможных социальных негативных последствий (на фоне общественной разобщенности) считаем правильным снятие и саму постановку вопроса о разделении вузов по «непонятным» критериям и подходам по усмотрению заинтересованных лиц с рассмотрения, в принципе.

Сайлаубек АЛИБЕКОВ,
д.ю.н., профессор КазАТиСО

Комментарий