О выполнении судьями своих задач по разрешению конфликтов в правовом поле и специфике работы Специализированного межрайонного административного суда г. Алматы рассказывает его председатель Бахытбек БЕГАЛИЕВ.
– Бахытбек Адильханович, расскажите, какие результаты работы показал СМАС г. Алматы за 2022 год?
– За 2022 год в СМАС г. Алматы поступил 4 721 административный иск. Вынесено 1939 решений, из них удовлетворено – 996, отказано – 943. Также принято 112 определений о применении мер процессуального принуждения в виде наложения денежного взыскания на общую сумму 88 298 69 тенге и 335 частных определений в адрес административных органов.
– Большинство исков связано с обжалованием действий (бездействий) судебных исполнителей. Что делается в этом направлении?
– Действительно, из числа поступивших дел большинство как раз по обжалованию действий судебных исполнителей. Истцами по этим делам зачастую выступают должники. Вместе с тем, наблюдается постепенная тенденция к их уменьшению. Это связано также с тем, что СМАС г. Алматы одним из первых в республике, заключил Меморандум о сотрудничестве по вопросам применения примирительных процедур на стадии исполнения судебных актов в рамках административного судопроизводства с Региональной палатой ЧСИ и Департаментом юстиции г. Алматы.
– Каков процент удовлетворяемости исков в работе СМАС г. Алматы?
– Согласно имеющимся данным, с вынесением решения окончено 1 939 дел, из которых 996 иска удовлетворено, а по 943 искам отказано. При этом необходимо заметить, что процент удовлетворяемости исков возрос до 51,4 процента, тогда как за 2021 год было 46,2 процента.
– Одним из трендов современного правосудия является практика примирения. Допустимо ли оно в отношениях с госорганами и какова сложившаяся практика в этом направлении?
– Примирение допустимо в публичноправовых спорах, это закреплено ст. 120 АППК РК. Примирение сторон с утверждением судом соглашений состоялось по 572 административным делам, что составило 12,3 процента от общего количества оконченных дел. По заявлению истца возвращен 1 241 иск (или 26,7 процента от оконченных), в том числе 317 исков отозвано в связи с фактическим урегулированием спора во внесудебном порядке. Судом постоянно проводится работа по широкому применению примирительных процедур: увеличено количество споров, подлежащих распределению судьям-примирителям, проводится разъяснительная работа среди населения о преимуществах судебной медиации, встречи с НПО и государственными органами. Если в 2021 году по таможенным, трудовым, жилищным спорам, по спорам в сфере государственных закупок, аудита и финансового контроля, в правоохранительной сфере в 2021 году примирений не состоялось, то в 2022 году по указанным категориям споров доля примирений в среднем составила 5,7 процента. Также усматривается увеличение количества дел, оконченных примирением, по налоговым спорам на 4,7 процента, по земельным спорам на 3,9 процента, по спорам в сфере государственных услуг на 4,9 процента, в сфере архитектурноградостроительной деятельности на 4,1 процента, по оспариванию действий судебных исполнителей на 11,1 процента, по прочим спорам на 1,1 процента по сравнению с прошлым годом. Например, АО «К.» обратилось с иском в суд к республиканскому государственному учреждению «Управление государственных доходов по Бостандыкскому району». В судебном заседании представители сторон просили утвердить соглашение о медиации, соглашение утверждено, иск возвращен, государственная пошлина возвращена. Определение вступило в законную силу. Такие примеры свидетельствуют о том, что парадигма государственных органов стала меняться и медиация по налоговым спорам возможна. – При выявлении случаев нарушений законности судом применяются определенные меры, какова практика в этом направлении? – В соответствии с АППК судом выносятся частные определения. В 2022 году вынесено 335 частных определений, по 194 поступили ответы о принятии соответствующих мер по выявленным нарушениям, мониторинг которых показал, что проведена разъяснительная, организационно-правовая работа, привлечены к дисциплинарной ответственности в виде замечаний и выговора 57 субъектов.
– АППК РК предусмотрено денежное взыскание как мера процессуального принуждения. Как часто оно применялось?
– В соответствии со ст. 127 АППК, денежное взыскание налагается на физическое, должностное лицо, юридическое лицо либо его представителя в размере от десяти до ста МРП. О наложении денежного взыскания суд выносит определение, копия которого вручается лицу, на которое налагается денежное взыскание. За 2022 год СМАС г. Алматы вынесено 112 определений о применении мер процессуального принуждения в виде денежного взыскания на общую сумму 8 829 869 тенге. Выносились они за неисполнение запроса суда, за невыполнение требований суда по своевременному участию в судебном заседании и предоставлению письменного отзыва, за неисполнение решения суда. Таким образом, применение меры процессуального принуждения в виде наложения денежного взыскания способствует формированию у участников административного судопроизводства уважительного отношения к закону и суду, является механизмом, обеспечивающим полноту судебного разбирательства по административным делам.
– АППК также защищает субъекты бизнеса. Какова судебная практика в этой сфере?
– За 2022 год по искам представителей бизнеса поступило 1462 иска, из них рассмотрено с вынесением решения суда 626 дел: удовлетворены 333 иска, отказано в удовлетворении 293 иска, возвращено 259 иска, в том числе возвращено в связи с отзывом иска 250 исков (п. 6 ч. 2 ст. 138 АППК), состоялось примирение по 168 делам. Вынесено по делам 127 частных определений. К наиболее частым жалобам бизнеса на действия (бездействие) и акты административных органов, должностных лиц МИО относятся жалобы на предоставление, отказ или приостановление действия в сфере землепользования, архитектуры, лицензирования и других сферах с разрешительными государственными функциями; жалобы на бездействия государственных органов в том числе по рассмотрению обращения и др. Подавляющее большинство составляют дела об оспаривании уведомлений, вынесенных по результатам камерального контроля и решений о признании этих уведомлений неисполненными. Высокая удовлетворяемость таких исков свидетельствует о том, что органы государственных доходов, несмотря на требования Налогового кодекса, четко регламентирующие основания для признания уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, не исполненным, и допускают нарушения. Такая необоснованная практика налоговых органов вынуждает добросовестных налогоплательщиков в целях защиты своих прав и законных интересов обращаться в суд. К примеру, Управлением государственных доходов по Ауэзовскому району в адрес ТОО «Г» были вынесены три уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля. Не согласившись с указанными в уведомлениях нарушениями, ТОО направило в адрес Управления на каждое уведомление пояснение с приложением подтверждающих документов. Несмотря на то, что пояснения были предоставлены в срок и соответствовали требованиям налогового законодательства, налоговый орган, давая правовую оценку доводам, изложенным в пояснениях налогоплательщика, проведя анализ представленных документов на предмет соответствия их налоговому законодательству, и принял решения о признании уведомлений не исполненными. Между тем, налоговые органы не вправе решать вопрос о законности оснований, указанных в пояснении налогоплательщика, без проведения документальной налоговой проверки. Соответственно, без проведения соответствующей налоговой проверки отсутствовали законные основания для вынесения решений о признании уведомлений не исполненными. При таких обстоятельствах решением суда иск ТОО удовлетворен, решение вступило в законную силу. Имеются примеры рассмотрения дел по искам в сфере государственных закупок, где суд, отказывая в удовлетворении иска, встает на защиту интересов субъектов бизнеса.
Азиз ГАППАРОВ