12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

УТВЕРЖДАЯ ЗАКОН И ПОРЯДОК

О выполнении судьями своих задач по разрешению конфликтов в правовом поле и специфике работы Специализированного межрайонного административного суда г. Алматы рассказывает его председатель Бахытбек БЕГАЛИЕВ.

– Бахытбек Адильханович, расскажите, какие результаты работы показал СМАС г. Алматы за 2022 год?

– За 2022 год в СМАС г. Алматы поступил 4 721 административный иск. Вынесено 1939 решений, из них удовлетворено – 996, отказано – 943. Также принято 112 определений о применении мер процессуального принуждения в виде наложения денежного взыскания на общую сумму 88 298 69 тенге и 335 частных определений в адрес административных органов.

– Большинство исков связано с обжалованием действий (бездействий) судебных исполнителей. Что делается в этом направлении?

– Действительно, из числа поступивших дел большинство как раз по обжалованию действий судебных исполнителей. Истцами по этим делам зачастую выступают должники. Вместе с тем, наблюдается постепенная тенденция к их уменьшению. Это связано также с тем, что СМАС г. Алматы одним из первых в республике, заключил Меморандум о сотрудничестве по вопросам применения примирительных процедур на стадии исполнения судебных актов в рамках административного судопроизводства с Региональной палатой ЧСИ и Департаментом юстиции г. Алматы.

– Каков процент удовлетворяемости исков в работе СМАС г. Алматы?

– Согласно имеющимся данным, с вынесением решения окончено 1 939 дел, из которых 996 иска удовлетворено, а по 943 искам отказано. При этом необходимо заметить, что процент удовлетворяемости исков возрос до 51,4 процента, тогда как за 2021 год было 46,2 процента.

– Одним из трендов современного правосудия является практика примирения. Допустимо ли оно в отношениях с госорганами и какова сложившаяся практика в этом направлении?

– Примирение допустимо в публичноправовых спорах, это закреплено ст. 120 АППК РК. Примирение сторон с утверждением судом соглашений состоялось по 572 административным делам, что составило 12,3 процента от общего количества оконченных дел. По заявлению истца возвращен 1 241 иск (или 26,7 процента от оконченных), в том числе 317 исков отозвано в связи с фактическим урегулированием спора во внесудебном порядке. Судом постоянно проводится работа по широкому применению примирительных процедур: увеличено количество споров, подлежащих распределению судьям-примирителям, проводится разъяснительная работа среди населения о преимуществах судебной медиации, встречи с НПО и государственными органами. Если в 2021 году по таможенным, трудовым, жилищным спорам, по спорам в сфере государственных закупок, аудита и финансового контроля, в правоохранительной сфере в 2021 году примирений не состоялось, то в 2022 году по указанным категориям споров доля примирений в среднем составила 5,7 процента. Также усматривается увеличение количества дел, оконченных примирением, по налоговым спорам на 4,7 процента, по земельным спорам на 3,9 процента, по спорам в сфере государственных услуг на 4,9 процента, в сфере архитектурноградостроительной деятельности на 4,1 процента, по оспариванию действий судебных исполнителей на 11,1 процента, по прочим спорам на 1,1 процента по сравнению с прошлым годом. Например, АО «К.» обратилось с иском в суд к республиканскому государственному учреждению «Управление государственных доходов по Бостандыкскому району». В судебном заседании представители сторон просили утвердить соглашение о медиации, соглашение утверждено, иск возвращен, государственная пошлина возвращена. Определение вступило в законную силу. Такие примеры свидетельствуют о том, что парадигма государственных органов стала меняться и медиация по налоговым спорам возможна. – При выявлении случаев нарушений законности судом применяются определенные меры, какова практика в этом направлении? – В соответствии с АППК судом выносятся частные определения. В 2022 году вынесено 335 частных определений, по 194 поступили ответы о принятии соответствующих мер по выявленным нарушениям, мониторинг которых показал, что проведена разъяснительная, организационно-правовая работа, привлечены к дисциплинарной ответственности в виде замечаний и выговора 57 субъектов.

– АППК РК предусмотрено денежное взыскание как мера процессуального принуждения. Как часто оно применялось?

– В соответствии со ст. 127 АППК, денежное взыскание налагается на физическое, должностное лицо, юридическое лицо либо его представителя в размере от десяти до ста МРП. О наложении денежного взыскания суд выносит определение, копия которого вручается лицу, на которое налагается денежное взыскание. За 2022 год СМАС г. Алматы вынесено 112 определений о применении мер процессуального принуждения в виде денежного взыскания на общую сумму 8 829 869 тенге. Выносились они за неисполнение запроса суда, за невыполнение требований суда по своевременному участию в судебном заседании и предоставлению письменного отзыва, за неисполнение решения суда. Таким образом, применение меры процессуального принуждения в виде наложения денежного взыскания способствует формированию у участников административного судопроизводства уважительного отношения к закону и суду, является механизмом, обеспечивающим полноту судебного разбирательства по административным делам.

– АППК также защищает субъекты бизнеса. Какова судебная практика в этой сфере?

– За 2022 год по искам представителей бизнеса поступило 1462 иска, из них рассмотрено с вынесением решения суда 626 дел: удовлетворены 333 иска, отказано в удовлетворении 293 иска, возвращено 259 иска, в том числе возвращено в связи с отзывом иска 250 исков (п. 6 ч. 2 ст. 138 АППК), состоялось примирение по 168 делам. Вынесено по делам 127 частных определений. К наиболее частым жалобам бизнеса на действия (бездействие) и акты административных органов, должностных лиц МИО относятся жалобы на предоставление, отказ или приостановление действия в сфере землепользования, архитектуры, лицензирования и других сферах с разрешительными государственными функциями; жалобы на бездействия государственных органов в том числе по рассмотрению обращения и др. Подавляющее большинство составляют дела об оспаривании уведомлений, вынесенных по результатам камерального контроля и решений о признании этих уведомлений неисполненными. Высокая удовлетворяемость таких исков свидетельствует о том, что органы государственных доходов, несмотря на требования Налогового кодекса, четко регламентирующие основания для признания уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, не исполненным, и допускают нарушения. Такая необоснованная практика налоговых органов вынуждает добросовестных налогоплательщиков в целях защиты своих прав и законных интересов обращаться в суд. К примеру, Управлением государственных доходов по Ауэзовскому району в адрес ТОО «Г» были вынесены три уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля. Не согласившись с указанными в уведомлениях нарушениями, ТОО направило в адрес Управления на каждое уведомление пояснение с приложением подтверждающих документов. Несмотря на то, что пояснения были предоставлены в срок и соответствовали требованиям налогового законодательства, налоговый орган, давая правовую оценку доводам, изложенным в пояснениях налогоплательщика, проведя анализ представленных документов на предмет соответствия их налоговому законодательству, и принял решения о признании уведомлений не исполненными. Между тем, налоговые органы не вправе решать вопрос о законности оснований, указанных в пояснении налогоплательщика, без проведения документальной налоговой проверки. Соответственно, без проведения соответствующей налоговой проверки отсутствовали законные основания для вынесения решений о признании уведомлений не исполненными. При таких обстоятельствах решением суда иск ТОО удовлетворен, решение вступило в законную силу. Имеются примеры рассмотрения дел по искам в сфере государственных закупок, где суд, отказывая в удовлетворении иска, встает на защиту интересов субъектов бизнеса.

Азиз ГАППАРОВ

Своя квартира или финансовая пропасть

Рынок недвижимости Казахстана переживает бурный рост цен, ставя перед...

Виртуальный помощник EgovKzBot 2.0. приходит на помощь гражданам

Все граждане, желающие получить консультацию по  порядку оказания государственных...

Виртуалды көмекші EgovKzBot 2.0 азаматтарға көмекке келеді

Барлық азаматтар, мемлекеттік қызмет көрсету тәртібі бойынша кеңес алу...

Қазақстан Республикасында адам құқықтары мен сотталғандардың ұстау жағдайларын жақсарту бойынша бастамалар

            Қазақстанда адам құқықтары мен пенитенциарлық жүйе саласындағы жүйелі...

Инициативы по улучшению прав человека и условий содержания заключенных в Республике Казахстан

В Казахстане реализуются инициативы, направленные на решение системных вопросов...