12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Преумножая человеческий капитал страны, решать экономические задачи

Ежегодные послания Президента народу Казахстана задают вектор развития нашего государства и общества, помогают сверять «часы» глобального трендов развития и развития местного сообщества.

Обновление страны, направленное на реализацию концепции Справедливого Казахстана, в прошлом году в озвученном тексте Послания было связано с новой экономической политикой, развитием сектора производства, инвестициями в человеческий капитал, обновлением менеджмента, усилением законности и порядка. В этом году Послание поступательно («step by step») продолжает стратегию реформ экономики страны, подробно рассмотрены вопросы и поставлены задачи поддержки отечественного производства, расширения платформ развития ресурсной базы, создания кластеров производства продукции высокого передела. Президент страны К.К.Токаев стратегически определил в новом послании экономический курс Справедливого Казахстана.

Экономические достижения возможны при мощном развитии профессиональных кадров. Президент подчеркнул, что для реализации всех направлений нужно развитие человеческого капитала страны: «В первую очередь, требуется изменение общественного сознания и устремлений граждан». Подготовка высококвалифицированных кадров – приоритетная задача вузов Казахстана, в том числе КазНУ им.аль-Фараби.

В этом учебном году наш университет отметит свой юбилей – 90-летие со дня основания. Почти столетие наш университет является кузницей профессиональных кадров страны, вносит большой вклад в экономическое, социальное, культурное развитие государства, созидает профессиональную элиту республики. Иными словами, университет продолжает на марше нового времени ХХI века совершенствовать человеческий, интеллектуальный и социальный капитал страны, продолжая лучшие отечественные традиции страны и успешно интегрировавшись в мировое научно-образовательное пространство.

Год назад университет приобрел статус исследовательского университета, хотя еще в годы войны, послевоенное время был единственным университетом в республике, входил в семерку лучших университетов советского времени. Сейчас КазНУ входит в международные рейтинги вузов мира.

В Послании от 1 сентября 2022 г. Президент отметил: «Ключевым звеном развития образовательной экосистемы должны стать эндаумент-фонды при вузах». В КазНУ эндаумент-фонд действует с 2014 года на базе Ассоциации выпускников.  Планируется регулирование его правового статуса в рамках законопроекта, который готовится МНВО РК.

Сравнивая разные эпохи развития высшего образования, мы видим, как стратегические перспективы развития вуза, так и современные проблемы общества и обучения, совместно ищем пути решения текущих задач, отвечаем на вызовы современного времени.

Как писал психолог-гуманист Карл Роджерс: «Образованным является только тот человек, который научился учиться … и изменяться». Сократ же говорил: «В каждом человеке есть Солнце, только дайте ему светить», согласно Абу Насыру аль-Фараби «Каждый человек стремиться к Счастью». Поэтому непреходящая задача университета – не только дать профессиональные знания и компетенции, но и закалить нравственные устои будущего профессионала, привить общечеловеческие, гуманистические ценности, гармонично развивать целостную личность.

Ежегодно в университеты поступает новое поколение молодежи, которое сейчас называют поколением Next, цифровым поколением. Проведя исследование по гранту Министерства науки и высшего образования Казахстана, мы установили, что новое поколение школьников и студентов предпочитают, в первую очередь, использование при обучении электронных учебников, затем – видеоресурсов, и лишь затем бумажных книг. С другой стороны, высшее образование учит сочетать разные ресурсы обучения, быть критичным и креативным в мышлении, обучаться в течение жизни. Задача педагога «зажечь» или мотивировать каждого студента его профессией, помочь началу самореализации личности.

Новый вызов для современного общества – сохранение физического и психического, социального здоровья. В частности, в связи с длительным и неконтролируемом пребыванием в виртуальном пространстве, интернете, социальных сетях, возникают проблемы ментального здоровья у молодого поколения. Интересны результаты исследований: по изучению взаимосвязи тревожности у подростков цифрового поколения  (12-15 лет) со склонностью к интернет-зависимости; выявлению академического выгорания школьников 11-18 лет в сравнении выборок учащихся Казахстана и Китая. Данные исследования соответствуют реализации Цели устойчивого развития ЮНЕСКО «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте». В исследовании установлено, что склонность к интернет-зависимости положительно коррелирует с ситуативной тревожностью, обнаружена положительная корреляция интернет-зависимости с личностной тревожностью. Совместно со студентами, магистрантами и докторантами мы проводим исследования по данному направлению.

Айгерим МЫНБАЕВА,

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии КазНУ им.аль-Фараби

На страже безопасности

Минувшая весна принесла Казахстану, пожалуй, одно из сильнейших испытаний...

Медиация маңызды қадам!

Соңғы жылдары елімізде медиация жүйесі кең қолданысқа ене бастады....

АЙМАҚ ХАЛҚЫ ӘЛЕУМЕТТІК ҚОЛДАУҒА ДӘН РИЗА

Сарыарқаның сұлу өңірлерінің бірі – Ақмолада жаңа баспаналы болғандардың...

ЫНТЫМАҚТАСТЫҚ ИНВЕСТИЦИЯЛЫҚ ЖОБАЛАРҒА ЖОЛ АШАДЫ

Елдің экономикалық және әлеуметтік даму көрсеткіштерін көтеруде инвестиция тартудың...