Cуициды – актуальная проблема, стоящая перед обществом в наше время высокого жизненнего темпа и стрессов. Задача сегодняшнего дня – эффективная организация работы психологов по профилактике суицида, в частности, посредством проведения семинаров, практикумов, курсов, а также через информационное освещение и разъяснение мер, направленных на предотвращение суицидальных настроений в обществе, в средствах массовой информации.
Кандидат психологических наук, ассоциированный профессор кафедры психологии и коррекционной педагогики НАО «Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова», автор 50 научных работ по психологии Юлия Кукина делится опытом работы в данном направлении психологов Восточного Казахстана.
– Юлия Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, о дополнительном обучении психологов ВКО, касающемся деликатной темы – профилактики суицидов, особенно среди подростков, как наиболее ранимых к стрессовым ситуациям, имеющих часто неустойчивую нервную систему?
– Проблема суицида – не проблема сегодняшнего дня, поэтому задача – как наиболее эффективно организовать работу по его профилактике стоит перед сообществом психологов ВКО достаточно давно. В рамках решения проблемы на постоянной основе проходят курсы повышения квалификации педагоговпсихологов на базе филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» на тему «Обеспечение безопасной образовательной среды и предотвращение насилия в школе, профилактика суицида среди подростков». Кроме того, Управление образования ВКО и отдел образования г. Усть-Каменогорска проводят семинары-практикумы для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-психологов, социальных педагогов школ. Помимо этого, подобные курсы проводятся и для сотрудников ГУ «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ Департамента по чрезвычайным ситуациям Восточно-Казахстанской области», а также для военных психологов.
– Проводили ли Вы подобные семинары?
– В качестве одного из примеров хочу привести проведение обучающего семинара для школьных психологов, в котором я и кандидат психологических наук, докторант ЕНУ им. Л. Гумилева Гульназ Турарова выступили спикерами. В семинаре участвовали более 300 специалистов из Аягозского, Зайсанского, Бескарагайского, Урджарского районов, а также из Усть-Каменогорска, Семея, Риддера, Курчатова. В ходе семинара мы обсудили вопросы организации формирования безопасного поведения учащихся, предотвращения детских и подростковых суицидов, рассказали о технике преодоления негативных эмоций и способов их ослабления, кризисной терапии, методике профилактической работы по предотвращению суицидов и суициидальных настроений.
– Считаете ли Вы одной из причин таких настроений негативное влияние некоторых контентов интернета?
– Несомненно, использование некоторых негативных интернет-ресурсов с суицидальной направленностью составляет огромную потенциальную и реальную опасность для предрасположенных к депрессиям, суициду людей, особенно подростков, разочарованных в жизни.
– Какие проекты удалось Вам и вашим коллегам реализовать?
– В реализации крупного проекта по формированию здоровья и жизненных навыков, а также по превенции суицида среди несовершеннолетних приняли участие сотрудники кафедры психологии и коррекционной педагогики ВКУ им. С. Аманжолова. В рамках проекта проводился опрос школьных педагогов-психологов по проблеме превенции суицидов, в котором приняли участие 426 человек (222 респондента с государственным языком и 204 – с русским). Опрос показал, что чаще всего причиной суицида среди подростков становятся проблемы в отношениях с родителями; переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками; любовные неудачи. Среди мотивов чаще других назывались «желание уйти от проблем», «попытка привлечь внимание» и «крик о помощи». Преподаватели в рамках данного проекта приняли участие в международном форуме «Право на жизнь».
– Какие методы работы по профилактике суицида чаще всего используют в своей работе психологи?
– В своей работе по профилактике суицидов психолог является частью команды специалистов – работников организации образования, задача которой – предотвратить возникновение суицидальных рисков. В связи с этим наиболее эффективными методами работы по профилактике суицида являются такие, как формирование позитивного климата в классе и школе; воспитательная работа с детьми и подростками совместно с классным руководителем, родителями; формирование совладающего поведения. Еще один аспект – повышение осведомленности большего количества людей о признаках суицида, о том, как меняется поведение человека до совершения им суицидальной попытки, это могут быть несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания; написание прощальных писем, странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми; раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний, приведение в порядок дел; безразличие к внешнему виду и отсутствие желания как-то решать проблемы. И стоит помнить, что психолог может решить часть проблем, с первых этапов работы с суицидентами целесообразно подключать суицидологов и психиатров.
– Что в Ваших ближайших планах в работе по данному направлению?
– 24 февраля состоится педагогический форум «Ценность жизни» по профилактике суицидальной направленности учащихся в образовательной среде. Цель данного форума – создание организационно-методических условий для обсуждения педагогами актуальных вопросов профилактики суицида в организациях образования с учетом современных требований, обмена успешными практиками, тактика и стратегии работы по профилактике суицидальной направленности учащихся в образовательной среде.
Ольга СИЗОВА, собкор «ЮГ» по ВКО