Коррупция является одной из наиболее серьезных проблем, с которыми сталкивается Казахстан. Она оказывает негативное влияние на все сферы жизни общества, подрывая верховенство права, социально-экономическое развитие и демократические институты.
Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики Республики Казахстан. В последние годы в стране ведется активная работа по повышению эффективности системы противодействия коррупции.
Одним из ключевых направлений этой работы является формирование антикоррупционной культуры в обществе. Образование и просвещение играют важную роль в этом процессе.
Образование и просвещение способствуют повышению осведомленности граждан о проблеме коррупции, формированию негативного отношения к коррупционным проявлениям и развитию антикоррупционного мировоззрения.
В Казахстане реализуется ряд образовательных и просветительских программ, направленных на формирование антикоррупционной культуры.
В системе образования антикоррупционное образование является одним из приоритетных направлений. В общеобразовательных школах антикоррупционное образование может осуществляться в рамках следующих направлений:
1) Изучение основ права и нравственности, которые способствуют формированию негативного отношения к коррупционным проявлениям;
2) Изучение истории и культуры Казахстана, которые позволяют понять исторические и культурные корни коррупции;
3) Изучение современных проблем коррупции, которые помогают осознать масштабы и последствия этой проблемы.
В средних специальных учебных заведениях и высших учебных заведениях антикоррупционное образование может осуществляться в рамках следующих направлений:
1) Изучение основ антикоррупционного законодательства;
2) Изучение механизмов противодействия коррупции;
3) Изучение этических норм и принципов, которые способствуют формированию антикоррупционного мировоззрения.
В рамках этих мероприятий школьникам и студентам рассказывают о коррупции, ее последствиях и способах противодействия ей. В высших учебных заведениях есть отдельные студенческие клубы противодействия коррупции, например, студенческий клуб «Саналы ұрпақ». Также каждый год проводятся различные мероприятия, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией – 9 декабря, утвержденный ООН. Например, в Казахском Национальном университете имени аль-Фараби среди студентов 1-4 курсов проводятся различные олимпиады, конкурсы, открытые уроки, посвященные теме коррупции.
В системе дополнительного образования также реализуются программы по повышению осведомленности граждан о проблеме коррупции. Так, в рамках проекта «Антикоррупционная школа» проводятся тренинги для государственных служащих, представителей бизнеса и общественности.
В стране также реализуется ряд просветительских кампаний, направленных на повышение осведомленности граждан о проблеме коррупции.
Так, в рамках кампании «Жаңа Қазақстанда коррупцияға жол жоқ!» («В Новом Казахстане коррупции нет!») проводится информирование населения о коррупции и способах противодействия ей.
Просвещение является еще одним важным инструментом формирования антикоррупционной культуры. Оно направлено на повышение осведомленности граждан о проблеме коррупции, а также на формирование негативного отношения к коррупционным проявлениям.
Просветительские мероприятия могут проводиться в различных формах, таких как:
— Информационные кампании. Информационные кампании позволяют донести информацию о коррупции до широкой общественности.
— Обучающие семинары и тренинги. Обучающие семинары и тренинги позволяют дать гражданам практические знания о коррупции и способах противодействия ей.
— Общественные обсуждения. Общественные обсуждения позволяют обсудить проблему коррупции и выработать совместные решения по ее решению.
Образование и просвещение являются эффективными инструментами формирования антикоррупционной культуры в обществе. Они способствуют повышению осведомленности граждан о проблеме коррупции, формированию негативного отношения к коррупционным проявлениям и развитию антикоррупционного мировоззрения.
В целях дальнейшего развития образования и просвещения в сфере противодействия коррупции в Республике Казахстан необходимо:
1. Расширить охват населения образовательными и просветительскими программами;
2. Усовершенствовать содержание образовательных и просветительских программ;
3. Активизировать использование современных информационных технологий в сфере образования и просвещения в сфере противодействия коррупции.
Реализация этих мер будет способствовать повышению эффективности системы противодействия коррупции в Республике Казахстан.
Таким образом, образование и просвещение являются важными инструментами в формировании антикоррупционной культуры. Они помогают не только осознать проблему коррупции, но и сформировать этические ценности и навыки, необходимые для борьбы с ней. Это позволяет создать общество, в котором коррупция не является приемлемой и нормализованной практикой.
Список использованных источников:
1. Абдрахманова А. К. «Коррупция и пути ее преодоления в образовательной сфере Республики Казахстан.» Вестник Карагандинского университета. Серия: Экономика, Социально-гуманитарные науки, 4(88). — 2017. 33-40 с.
2. Мухамед-Рахим Н. «Антикоррупционная культура в современном образовании: анализ проблем и перспективы развития.» Вестник Казахского национального университета имени аль-Фараби. Серия: Философия, социология и политология, 1(91). — 2016. 69-73 с.
3. Кенжебаев Т. «Образование и антикоррупционная культура: опыт Казахстана.» Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 3(85). -2018. 112-118 с.
4. Таскынов А. Ж. «Профессиональная этика преподавателя как фактор формирования антикоррупционной культуры в высшем образовании.» Вестник Казахстанского национального педагогического университета имени Абая, 2(95). -2019.
-174-181 с.
Казахский Национальный университет имени аль-Фараби преподаватель
кафедры теории и истории государстваи права, конституционного и административного права Мереке А.Қ.


