12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

КАКОЕ ПРАВОСУДИЕ ОБХОДИТСЯ СЛИШКОМ ДОРОГО?

Решила написать свои размышления о судейской работе и отношении к ней, прочитав в «Юридической газете» статью судьи Верховного Суда Республики Казахстан в отставке Омирсерика Кожабаева «Судьям в отставке – достойный статус» за 8 сентября 2023 года.

Несомненно, это очень важный вопрос, который воспринимается общественностью неоднозначно. И, к сожалению, это не единственный вопрос, касающийся необходимости принятия реальных мер по обеспечению гарантий независимости судей. Некоторые начинают отрицать необходимость повышать статус судей, ставя во главу угла субъективный подход: а почему именно им? Обращаясь в суд, человек ищет справедливости и беспристрастности, имея собственные представления о законности своих действий. И негативность людей к деятельности судов определена изначально из ее сути: кто-то все равно останется недовольным решением Фемиды, проиграв спор в уголовном, гражданском или административном процессе. И это, однозначно, дорисовывает и накладывает «черные» штрихи на восприятие судебной власти каждым человеком, столкнувшимся с судебным разбирательством и проигравшим его. На распространенное в информационном пространстве мнение: «Почему судьям должны платить большие заработные платы и зачем им платить хорошие пенсии?!» так и хочется спросить: «А вам нужно дешевое правосудие?» Высокий профессионализм должен оцениваться и оплачиваться прямо пропорционально, а не наоборот. Для того, чтобы человек осуществлял свою работу в соответствии с высокими стандартами и требованием, соблюдая не менее высокие по степени моральные правила, он должен быть достаточно материально мотивирован и обеспечен. И это правило относится не только к частному рынку труда, но и должно стать принципом государственной службы, призванной привлечь в эту непростую сферу высокопрофессиональных специалистов. Качественное выполнение своей работы в большинстве случаев связано не с наличием высоких моральных качеств работника (хотя есть и такие, но «редкие» идейные люди), а с банальной материальной оценкой его труда и желанием сохранить высокий достаток, максимально исключив возможность наступления негативных последствий от незаконно совершенных действий. Поэтому государство в целях реализации поставленных перед ним задач должно принять действенные, эффективные меры по достижению заявленного уровня законности и справедливости, которые объективно недостижимы вследствие низкой оплаты труда и социального обеспечения лиц, осуществляющих такую работу. Нормально функционирующая судебная власть является залогом целостности и эффективности государственной власти в целом. Заметьте, что действующие судьи открыто не говорят о своих проблемах – недостаточности материального стимулирования, социального статуса. Это не принято, не поддерживается, да и неудобно как-то… Имея стаж государственной службы более 25 лет, из которых 17 лет в должности судьи, я до сих пор вспоминаю и ощущаю ту «несвободу» выразить вслух свое мнение и мысли о происходящем вокруг. Судья – это представитель государства, по действиям которого судят о власти в целом. И поэтому, когда говорится о фигуре судьи, не стоит забывать, что это не простой работник «производственной сферы», а наделенный властными полномочиями должностное лицо, у которого не так уж и много прав, но достаточно ограничений, принятых на себя вместе с облачением в мантию. Такая работа должна достойно вознаграждаться и обеспечиваться социальной защитой, как в трудовой деятельности, так и после. И это не прихоть, а достигнутое временем правило, используемое многими международными системами, о чем и было указано в статье О. Кожабаева. Конечно, это не единственный вопрос, который требует своего незамедлительного разрешения. Автор актуальной публикации затронул лишь один элемент гарантии институциональной независимости судей в отставке, сохраняющих свой статус после прекращения полномочий. На поверхности масса нерешенных вопросов, таких как реализация гарантий независимости и высокого статуса судей. Нельзя также отнести к критериям высокого статуса ограничение возраста пребывания в должности судьи, приравненного в нашем государстве к общим требованиям социального права: мужчинам – 63 года, женщинам – 61 год. Между тем, Казахстан, провозглашая ориентиры на международные правила и обычаи, привлекает к участию в постоянно действующем Суде на территории республики в рамках МФЦА судей – британских лордов в весьма преклонном возрасте, превышающим 90 лет. Наши соседи, Российская Федерация, определила предельный возраст судьи 70 лет. Очень важный и весьма чувствительный вопрос касается также законодательного регулирования положения судей в случаях получения ими профессионального заболевания. Возможности получения выплаты компенсации в случае получения судьей профессионального заболевания закреплены в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (ст. 54), однако механизма практической реализации данной нормы нет. Статданные таких случаев нулевые, и это следствие отсутствия правового регулирования порядка и оснований установления профессионального заболевания лиц, осуществляющих правосудие, а не реальная картина отсутствия профессиональных заболеваний судей. Согласно ст. 9 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», разработка и утверждение правил экспертизы установления связи профессионального заболевания с выполнением трудовых (служебных) обязанностей, возложена на государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-301/2020 утверждены соответствующие Правила экспертизы установления связи профессионального заболевания с выполнением трудовых (служебных) обязанностей. Однако в Приложении 1, да и в самих Правилах, по результатам их изучения, только один-два вида работ могут позволить сделать профессиональную экспертизу работы судьи: на клавишных вычислительных машинах (132) и на зрение, и то в случае прогрессирующей близорукости. Тогда как основная работа, связанная с высокими психо-эмоциональными нагрузками, повышенными нормативами нагрузки на судей, остались вне правового регулирования. В связи с чем, внезапная смерть судьи на рабочем месте в результате сердечного приступа, кровоизлияния и др., а также ухудшение здоровья судей в отставке не диагностируются и не связываются с прямым влиянием профессии (трудовой деятельности). Отсутствуют санитарно-эпидемиологические характеристики условий труда судей. В связи с этим, невозможно установить производственные факторы, которые могут быть положены в основу заключения об установлении связи заболевания с выполнением трудовых обязанностей, как это требуют положения п.п. 6) п. 2 Правил: экспертиза установления связи профессионального заболевания с выполнением трудовых (служебных) обязанностей определяет наличие либо отсутствие причинно-следственных связей между клиническими проявлениями заболевания, результатами медицинского обследования, профессиональный маршрут пациента и производственными факторами на основе анализа данных санитарно-эпидемиологической характеристики условий труда. Отсутствие положений о прямой связи с условиями труда судей не позволяет применить вышеназванный Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 декабря 2020 года к судьям. Неоспоримо и то, что труд судьи является сложной интеллектуальной трудовой деятельностью с чрезвычайным разнообразием задач, а также связан с высокой эмоциональностью. И влияние такой работы на состояние здоровья судьи также неоспоримо. В связи с отсутствием какихлибо исследований в данной сфере, государству необходимо организовать проведение лабораторных и функциональных исследований труда судей, а также провести проверку существования клинических протоколов по данному вопросу. Все это бесспорно позволит инициировать изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и основания установления связи профессионального заболевания с выполнением трудовых (служебных) обязанностей в отношении судей. Так, можно реализовывать массу задач по трансформации, реформации судебной системы, как это практикуется в последние годы в нашей стране. Вне всяких сомнений, без обеспечения социальных и законодательных гарантий, независимое правосудие декларативно.

Жанна CЕЙДАЛИНА, кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых и финансовых дисциплин Академии «BOLASHAQ»

Сот тәртібімен банкрот деп тану ерекшеліктері

Қазақстан Республикасы азаматтарының төлем қабілеттілігін қалпына келтіру және банкроттық туралы...

Судьялыққа адал қызметтің айшықты үлгісі

  Биыл Қазақстан Республикасының сот жүйесінде абыройлы еңбек етіп,...

Код рода: возвращение к корням

ЕСЛИ БЫТЬ ЧЕСТНЫМ, КАЗАХСКИЙ НАРОД НИКОГДА НЕ РАССМАТРИВАЛ РОДСТВО...

Итоги работы Кассационного суда по гражданским делам

С 1 июля 2025 года в Казахстане начал работу...