Сегодня сложно представить жизнь современного гражданина без взаимодействия с государственными органами и организациями. Это взаимодействие, зачастую, осуществляется посредством получения государственных услуг, количество которых на сегодня составляет более 1300.
Оказанием госуслуг реализуются отдельные государственные функции, которые направлены на защиту и поддержку прав, свобод и законных интересов граждан, предоставление им соответствующих материальных или нематериальных благ. В целом, государственные услуги могут оказываться на платной либо бесплатной основе, стоимость которых регулируется соответствующими правовыми актами.
В 2022 году в Казахстане оказано более 270 млн. государственных услуг и такая динамика усматривается из года в год, что свидетельствуют об актуальности государственных услуг в жизни граждан. Приоритетной частью оказания услуг является не только колоссальное их количество, а качество получения государственных услуг услугополучателями.
На Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и его территориальные департаменты возложена функция по осуществлению государственного контроля за качеством оказания государственных услуг.
Нынешняя системы законодательной защиты прав граждан действенна при четкой и слаженной координации Агентством ежедневного алгоритма действий территориальных подразделений. Более того, постоянный мониторинг качества работы услугодателей Агентством, показывает заметные результаты, о чем свидетельствует положительная динамика работы и конструктивная обратная связь с населением.
Территориальными Департаментами рассматриваются обращения граждан, сообщения, отклики, предложения, в том числе, жалобы физических и юридических лиц на действия (бездействие) и решения государственных органов или должностных лиц по вопросам государственных услуг.
В последние годы, качество работы услугодателей заметно улучшилось: сокращены сроки оказания услуг, автоматизированы и упрощены бизнес-процессы предоставления услуг, изменен формат оказания услуг, но, несмотря на это, еще встречаются отдельные случаи оказания госуслуг с нарушением процедур. Такие обстоятельства приводят к нарушению интересов граждан, а также подрывают авторитет услугодателя. При этом, принятое в обществе обобщенное толкование об услугодателе, усиливает резонансное влияние со стороны общественности, что может привести к некорректной оценке о деятельности госорганов, в целом.
Подобный случай имел место в ЦОНе г.Алматы. Услугополучатель обратился в один из районных отделов Центра обслуживания населения для формирования документов для получения государственной услуги «Государственная регистрация прав (обременений) на недвижимое имущество», однако, сотрудники Корпорации неправомерно потребовали оплату дополнительных денежных средств в размере 8500 тг. в кассу за формирование документов, хотя перечень документов был предоставлен в полном соответствии. Возмущения услугополучателя не были приняты во внимание сотрудниками Корпорации и только после вмешательства Департамента АДГС по городу Алматы, приняты меры по возврату излишне оплаченной суммы и привлечения к ответственности виновных лиц.
В целях исключения впредь подобных фактов, в ЦОН города направлено соответствующее представление.
Учитывая встречающиеся факты нарушений, Департамент Агентства по делам государственной службы по городу Алматы разъясняет, что все граждане, в случае нарушения их прав при получении государственных услуг вправе обратиться за их восстановлением в Агентство по делам государственной службы и его территориальные подразделения, наша миссия — повысить качество обслуживания населения и обеспечить привлекательность нашей деятельности.
Автор: руководитель управления государственных услуг Департамента Агентства по делам государственной службы по городу Алматы Узбеханов Нуржан Болатбекович