12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Отношения между работником и работодателем по сей день вызывают большие споры в силу отсутствия паритетных норм, которые могли бы полностью удовлетворять интересы обеих сторон. Одни правоведы выступают за обеспечение равных прав и возможностей, другие – за содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства. При этом, вопросы, касающиеся государственного контроля в сфере трудовых отношений, становятся еще более актуальными в свете обеспечения социальной стабильности и общественного согласия.

Чем примечателен государственный контроль в сфере трудовых отношений и почему именно ему выпадает одна из важных особенностей обеспечения гарантии недопустимости ограничения прав человека и гражданина в сфере труда? Действующее трудовое законодательство определяет, что трудовые отношения – это отношения между работником и работодателем, возникающие при осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством РК, соглашениями, трудовым, коллективным договорами и актами работодателя. Известно, что правоотношения между работником и работодателем не всегда основываются на паритетных началах в силу многочисленных противоречий, которые имеют место на практике. Бесконечные споры о том, у кого больше прав не перестают быть предметами многочисленных судебных разбирательств, а найм квалифицированных специалистов (адвокатов, юристов) субъектам трудовых правоотношений не всегда выгоден и зачастую отнимает много времени и сил, не говоря о больших финансовых затратах. Практика показывает, что актуальность уполномоченного государственного трудового ведомства, как центрального исполнительного органа, осуществляющего руководство и межотраслевую координацию в сфере трудовых отношений в соответствии с законодательством Республики Казахстан растет с каждым днем. В соответствии с п. 1 ст. 15 Трудового Кодекса РК, Правительство разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной политики в области труда, его безопасности и охраны. Для того, чтобы действующее законодательство не игнорировалось субъектами трудовых правоотношений, существует государственное регулирование, имеющее систему управления и контроля через уполномоченный государственный орган в области регулирования трудовых отношений. Так организуется государственный контроль за соблюдением трудового законодательства, куда входят требования по безопасности и охране труда, законодательства о занятости населения, а также координируется и осуществляется проверка деятельности местного органа по инспекции труда и многое другое. П. п. 18) п. 1 ст. 1 ТК РК гласит: «Уполномоченный государственный орган по труду – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере трудовых отношений в соответствии с законодательством Республики Казахстан». В соответствии с Трудовым кодексом, местные исполнительные органы не только реализуют государственную политику в области труда, но также устанавливают квоту для трудоустройства категорий населения, определенных законами страны, а также осуществляют иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы действующим законодательством. Помимо государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в задачи местного органа по инспекции труда входит мониторинг коллективных договоров, представленных работодателями. Несмотря на то, что ст. 5 Трудового кодекса прописывает, каждый имеет право свободно выбирать труд или свободно соглашаться на труд без какой бы то ни было дискриминации и принуждения к нему, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, обычно работник оказывается в заранее невыгодных для себя условиях. Например, нередки случаи, когда работники сталкиваются с производственными травмами (трудовыми увечьями), ответственность за которые не всегда берут на себя работодатели. Бывает и такое, когда работодатели обвиняют самих же работников в результате получения ими различных переломов, ожогов, отравления и других повреждений жизненно-важных органов и тканей, полученные на рабочем месте. Например, только за один 2021 год в результате несчастных случаев на производстве в Алматы пострадали 1 465 работников, из них 200 человек погибли. За два месяца текущего года на казахстанских предприятиях пострадали 187 человек, и еще погибли 21 человек. В 2022 году за нарушения в области безопасности и охраны труда освобождены от занимаемой должности 119 должностных лиц. В правоохранительные органы направлено 1 094 материала о несчастных случаях, по которым возбуждено 192 уголовных дела. По данным Международной организации труда (МОТ), около 2,3 миллиона мужчин и женщин ежегодно погибают в результате несчастных случаев на рабочем месте или связанных с работой заболеваний – в среднем шесть тысяч человек ежедневно. Во всем мире ежегодно регистрируется примерно 340 миллионов несчастных случаев на производстве и 160 миллионов жертв профессиональных заболеваний. Это приводит к тому, что четыре процента всемирного ВВП теряется из-за несчастных случаев и плохих условий труда. Для минимизации несчастных случаев и обеспечения норм, исключающих нарушение прав работников и работодателей, местный орган по инспекции труда на постоянной основе проводит анализ причин производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике. В его задачи также входит расследование несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, рассмотрение обращения работников, работодателей и их представителей по вопросам соблюдения действующего трудового законодательства. Вместе с этим, местный орган по инспекции труда осуществляет мониторинг коллективных трудовых споров по форме, установленной уполномоченным государственным органом по труду, а также ведет декларирование деятельности работодателя. Говоря о задачах трудового законодательства, хотелось бы отметить, что государственный контроль играет ключевую роль в процессе создания правовых гарантий между работником и работодателем, обеспечения социальной стабильности и общественного согласия. Поэтому важно не только соблюдать требования действующего трудового законодательства, но и популяризировать роль и деятельность компетенции Правительства Республики Казахстан в области регулирования трудовых отношений.

Азиз ИБРАГИМОВ, к.ю.н., старший преподаватель кафедры таможенного, финансового и экологического права, КазНУ имени аль-Фараби

ӨҢІРДЕ ӨНІМДІ ІС КӨП

Ақмола облысында инвестицияларды тарту және инвестициялық жобаларды іске асыру...

    «Ұлттық ойындар»  авторлық бағдарламасының  берері не?

Мазмұны бойынша барлық халық ойындары балаларға қол жетімді. Олар...

”МИГРАНТ” профилактикалық іс-шарасы жүргізілуде

02.05.2024 жылы Түрксіб станциясындағы Желілік полиция бөлімі көші-қон қызметі...

Рейдовые мероприятия провели среди сотрудников ДУИС Астаны

Сотрудниками Группы собственной безопасности совместно с сотрудниками Отдела воспитательной...