Отношения между работником и работодателем по сей день вызывают большие споры в силу отсутствия паритетных норм, которые могли бы полностью удовлетворять интересы обеих сторон. Одни правоведы выступают за обеспечение равных прав и возможностей, другие – за содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства. При этом, вопросы, касающиеся государственного контроля в сфере трудовых отношений, становятся еще более актуальными в свете обеспечения социальной стабильности и общественного согласия.
Чем примечателен государственный контроль в сфере трудовых отношений и почему именно ему выпадает одна из важных особенностей обеспечения гарантии недопустимости ограничения прав человека и гражданина в сфере труда? Действующее трудовое законодательство определяет, что трудовые отношения – это отношения между работником и работодателем, возникающие при осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством РК, соглашениями, трудовым, коллективным договорами и актами работодателя. Известно, что правоотношения между работником и работодателем не всегда основываются на паритетных началах в силу многочисленных противоречий, которые имеют место на практике. Бесконечные споры о том, у кого больше прав не перестают быть предметами многочисленных судебных разбирательств, а найм квалифицированных специалистов (адвокатов, юристов) субъектам трудовых правоотношений не всегда выгоден и зачастую отнимает много времени и сил, не говоря о больших финансовых затратах. Практика показывает, что актуальность уполномоченного государственного трудового ведомства, как центрального исполнительного органа, осуществляющего руководство и межотраслевую координацию в сфере трудовых отношений в соответствии с законодательством Республики Казахстан растет с каждым днем. В соответствии с п. 1 ст. 15 Трудового Кодекса РК, Правительство разрабатывает основные направления и обеспечивает реализацию государственной политики в области труда, его безопасности и охраны. Для того, чтобы действующее законодательство не игнорировалось субъектами трудовых правоотношений, существует государственное регулирование, имеющее систему управления и контроля через уполномоченный государственный орган в области регулирования трудовых отношений. Так организуется государственный контроль за соблюдением трудового законодательства, куда входят требования по безопасности и охране труда, законодательства о занятости населения, а также координируется и осуществляется проверка деятельности местного органа по инспекции труда и многое другое. П. п. 18) п. 1 ст. 1 ТК РК гласит: «Уполномоченный государственный орган по труду – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере трудовых отношений в соответствии с законодательством Республики Казахстан». В соответствии с Трудовым кодексом, местные исполнительные органы не только реализуют государственную политику в области труда, но также устанавливают квоту для трудоустройства категорий населения, определенных законами страны, а также осуществляют иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы действующим законодательством. Помимо государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в задачи местного органа по инспекции труда входит мониторинг коллективных договоров, представленных работодателями. Несмотря на то, что ст. 5 Трудового кодекса прописывает, каждый имеет право свободно выбирать труд или свободно соглашаться на труд без какой бы то ни было дискриминации и принуждения к нему, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, обычно работник оказывается в заранее невыгодных для себя условиях. Например, нередки случаи, когда работники сталкиваются с производственными травмами (трудовыми увечьями), ответственность за которые не всегда берут на себя работодатели. Бывает и такое, когда работодатели обвиняют самих же работников в результате получения ими различных переломов, ожогов, отравления и других повреждений жизненно-важных органов и тканей, полученные на рабочем месте. Например, только за один 2021 год в результате несчастных случаев на производстве в Алматы пострадали 1 465 работников, из них 200 человек погибли. За два месяца текущего года на казахстанских предприятиях пострадали 187 человек, и еще погибли 21 человек. В 2022 году за нарушения в области безопасности и охраны труда освобождены от занимаемой должности 119 должностных лиц. В правоохранительные органы направлено 1 094 материала о несчастных случаях, по которым возбуждено 192 уголовных дела. По данным Международной организации труда (МОТ), около 2,3 миллиона мужчин и женщин ежегодно погибают в результате несчастных случаев на рабочем месте или связанных с работой заболеваний – в среднем шесть тысяч человек ежедневно. Во всем мире ежегодно регистрируется примерно 340 миллионов несчастных случаев на производстве и 160 миллионов жертв профессиональных заболеваний. Это приводит к тому, что четыре процента всемирного ВВП теряется из-за несчастных случаев и плохих условий труда. Для минимизации несчастных случаев и обеспечения норм, исключающих нарушение прав работников и работодателей, местный орган по инспекции труда на постоянной основе проводит анализ причин производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике. В его задачи также входит расследование несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, рассмотрение обращения работников, работодателей и их представителей по вопросам соблюдения действующего трудового законодательства. Вместе с этим, местный орган по инспекции труда осуществляет мониторинг коллективных трудовых споров по форме, установленной уполномоченным государственным органом по труду, а также ведет декларирование деятельности работодателя. Говоря о задачах трудового законодательства, хотелось бы отметить, что государственный контроль играет ключевую роль в процессе создания правовых гарантий между работником и работодателем, обеспечения социальной стабильности и общественного согласия. Поэтому важно не только соблюдать требования действующего трудового законодательства, но и популяризировать роль и деятельность компетенции Правительства Республики Казахстан в области регулирования трудовых отношений.
Азиз ИБРАГИМОВ, к.ю.н., старший преподаватель кафедры таможенного, финансового и экологического права, КазНУ имени аль-Фараби