12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

В ГАРМОНИИ С СОБОЙ И МИРОМ

Современная педагогика и психология находятся в постоянном поиске новых методов и возможностей для обучения и развития детей с ограниченными возможностями. При этом, эксперты отмечают, что роль музыки сложно переоценить, ведь именно с ее помощью можно найти подход к ребенку, заглянуть в его внутренний мир, наладить с ним контакт.

Использует метод музыкотерапии и учительница из г. Актобе Гульсана Магзымбетова, которая учит детей с особыми потребностями играть на музыкальных инструментах. Как сообщает пресс-служба Министерства просвещения РК, для учащихся с нарушениями слуха педагог разработала методику обучения нотам с помощью ярких цветов и геометрических фигур: семь нот окрашены в семь разных цветов, а пять пальцев руки заменены на геометрические формы. Стоит отметить, что данный метод защищен авторским правом и находится под охраной Бернской конвенции. Сейчас Гульсана Магзымбетова обучает 30 детей с различными заболеваниями. Важно, что юные музыканты под ее руководством проявляют себя на городских, областных и республиканских конкурсах. Как считает педагог, методика положительно влияет на здоровье обучающихся: – Игра на любом музыкальном инструменте способствует активной работе двух полушарий мозга. Благодаря этому, у учащихся с особыми образовательными потребностями развивается мелкая моторика. Например, у детей с церебральным параличом хорошо развивается моторика рук. К тому же, по этой методике можно играть не только на национальных инструментах, – говорит она. Действительно, для ребенка или подростка с особенностями физического либо ментального здоровья музыка выступает как особый универсальный язык, как способ коммуникации, помогающий наладить гармоничную связь между ним и взрослым. Как считают казахстанские психологи, помимо функции диагностики, музыкотерапия способна корректировать дефекты речи, развивать моторику у детей с ДЦП, способствовать адаптации детей с различной формой аутизма и так далее. Как поясняет психолог и психотерапевт из г. Алматы, автор методик личностного развития Анель Садыкова, музыкальная терапия эффективна для детей с аутизмом, ведь одной из отличительных их черт часто является высокий интеллект, а также неординарные творческие способности. – Многие из них одарены музыкально, и важно помочь им использовать этот дар для связи с окружающим миром. Именно музыка помогает ребенку или подростку с аутизмом чувствовать себя значимым и понятым окружающими. Музыка в данном случае является тем языком, которым ребенок выражает свои чувства и эмоции. Однако при занятиях с детьми, страдающими аутизмом, необходимо максимально осторожно касаться их внутреннего мира, проявляя искренний интерес к его личности. Очень важны особый тон, деликатность, терпимость, – напоминает эксперт. Кроме того, ребенка, страдающего аутизмом, можно вывести из состояния тревоги и успокоить, используя соответствующую музыку, лишенную диссонансов и излишней громкости. Также, как считает Анель Садыкова, с помощью музыкотерапии дети с аутизмом преодолевают не только коммуникативные трудности, но и имеют возможность повысить уровень психической и умственной активности, поскольку музыка – это эффективное средство в деле обучения и общего развития ребенка. Индивидуальный подход в применении музыкотерапии зависит от личности ребенка и его предпочтений. Эффективна музыкотерапия и для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Большинство специалистов, занимающихся изучением детей с интеллектуальными нарушениями, наблюдают у них различный спектр эмоционально-личностных проблем. Это и эмоциональная незрелость, которая ведет к поверхностным контактам, недостаточная эмпатия и сочувствие, агрессия и др. У таких детей часто формируются чувство неуверенности и комплекс неполноценности, появляются тревожность и заниженная самооценка. Психофизическое здоровье этих категорий детей тоже имеет ряд проблем. Казахстанские психологи и дефектологи, работающие в этом направлении, указывали, что музыка является важным составляющим в психокоррекционной работе с такими детьми и может затрагивать несколько аспектов воздействия: психосоматическое, психокоррекционное и психотерапевтическое. – Разумеется, музыкотерапия также способна эффективно помочь детям с нарушениями речи. Фонетические звуки, используемые в различных песнях, попевках, как нельзя лучше способствуют усвоению навыков правильного произношения. В комплексе с работой учителя-логопеда, музыкотерапия способна устранить данную проблему. Главное здесь – подбор наиболее подходящего репертуара, стимулирующего ребенка успешно произносить неподдающиеся звуки, – напоминает А. Садыкова. Дети с речевыми нарушениями – одна из самых многочисленных категорий детей с нарушенным развитием. Это дети разных возрастов, страдающие алалией, афазией, заиканием, дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Зачастую причиной возникновения речевой проблемы является органическое поражение центральной нервной системы с сопутствующими нарушениями, что проявляется как повышенная возбудимость, гиперактивность, астенизация, невротизация, трудности социализации, тревожность, страхи. – К сожалению, не все дети и подростки в Казахстане обеспечены медицинским и психологическим сопровождением. Гораздо чаще единственным специалистом, который ведет основную коррекционную работу по нормализации речи, является логопед. Но из-за сопутствующих неврологических и психологических осложнений ему сложно справиться с задачей, поэтому применение музыкотерапии является альтернативным методом и помощью в коррекции имеющихся проблем, – говорит психолог и психотерапевт Анель Садыкова. Таким образом, использование музыки не только в воспитании искусством, но и в коррекционно-развивающем и психологическом сопровождении детей и подростков с особенностями здоровья помогает в успешной реабилитации различных патологий и прокладывает путь к дальнейшему развитию.

Алина МАЛИНИНА

Дворцы для всех

Начиалось все так здорово, что талдыкоргацы глазам своим не...

В Алматинской области обсуждены вопросы социальной адаптаци осужденных

В акимате Талгарского района состоялось заседание консультативно-совещательного органа, посвященное...

Медицинский туризм в Шымкенте 

Шымкент – третий по величине город Казахстана последние годы...

В Алматы прошло общественное слушание досуговых центров Алмалинского района

Одним из наиболее важных молодежных проектов в г.Алматы является...

Процессуальный статус свидетеля, имеющего право на защиту

Фигура свидетеля, имеющего право на защиту, введена в наше...