В свое время Глава государства К.-Ж. Токаев в статье «Независимость дороже всего», опубликованной 5 января 2021 года в газете Egemen Qazaqstan, дал оценку исторического прошлого казахского народа.
«Священная земля, унаследованная от предков – наше главное богатство. Такую огромную территорию казахам никто не дарил извне. Сегодняшняя история не измеряется 1991 или 1936 годом. Наш народ жил и рос во времена Казахского ханства, Золотой Орды, Тюркского каганата, гуннов и саков. Если говорить кратко, то глубокие корни нашей национальной истории лежат в древности. Вообще историю должны изучать историки, а не политики», – заявил Президент страны.
Министром высшего образования и науки был подписан приказ, согласно которому с 1 января 2023 года в вузах страны, а также учреждениях послевузовского образования вводится типовая учебная программа по дисциплине «История Казахстана». На изучение истории отводится 150 часов. Если говорить о самой программе, то она состоит из пяти тематических блоков: древние люди и становление кочевой цивилизации; тюркская цивилизация и Великая степь; Казахстан в новую эпоху (XVIII – начало ХХ веков); Казахстан в советский период и наконец – Независимый Казахстан. Стоит отметить, что обновления коснулись каждого блока, но особенно много их в разделе про независимый Казахстан. Туда вошли, к примеру, январские события, Послание Главы государства народу «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации», общенациональный референдум по внесению поправок в Конституцию страны, формирование Национального курултая.
А что думают о введении курса истории в вузах сами историки? Это мы попросили прокомментировать Талдыбека Нурпеиса, академика Международной Академии Туран, профессора Казахского Национального университета им. аль-Фараби, кандидата исторических наук.
– В свое время, еще задолго до январской трагедии 2022 года, в наших вузах преподавали историю Казахстана с древнейших времен до наших дней. Студенты в конце учебного года сдавали экзамены. Однако уже в годы Независимости в вузах под разными предлогами стали сокращать часы по истории. Студентам стали преподавать только современную историю Казахстана, где рассматривались исторические события лишь ХХ века, с момента обретения Независимости и до наших дней. Январские события 2022 года заставили вновь переосмыслить взгляд на всю историю Казахстана, начиная с древних времен. На Евразийском пространстве существовали три из четырех империй, которые напрямую связаны с нашими предками. Это империя гунов, тюркская империя, империя Золотой орды. К сожалению, эти исторические периоды были напрочь вычеркнуты. Что касается преподавания истории в вузах. Считаю, что отведенные 150 часов на изучение исторического прошлого казахского народа крайне мало. В советское время, например, в вузах на изучение истории КПСС отводилось 400 часов, а на философию марксизма-ленинизма – 350 часов. Поэтому, считаю, что в наших вузах необходимо преподавать историю Казахстана не менее 350-400 часов, – предлагает Талдыбек Нурпеис.
В контексте этого предложения ученого-историка хотим привести выдержку из выступления нашего Президента К.-Ж. Токаева. В мартовском (2022 г.) Послании Главы государства «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» говорится: «Народная мудрость гласит: «Кеңесіп пішкен тон келте болмас» («Шуба, сшитая сообща, не будет короткой»). Наши предки всегда обсуждали и принимали судьбоносные решения всенародно. Свидетельством этого являются великие собрания в Улытау, Ордабасы, Култобе. Мы должны возродить эту демократическую традицию Великой степи, заложившую основы общенационального единства». Думается, что о демократических традициях и многом другом студентам лучше расскажут сами преподаватели на занятиях истории. Ведь это самое главное, что коренным образом меняются взгляды на наше историческое прошлое.
Сая ИССА