Каждый день мы читаем газеты, смотрим телепередачи, новости, обмениваемся друг с другом мнениями в социальных сетях, обсуждая политиков, рекламу, и абсолютно не замечаем, как становимся объектами манипуляции общественным сознанием.
Манипуляция массой людей имеет цель внедрить в сознание необходимую информацию, которая, в свою очередь, уже воспринимается как данность. Внедрение идей, целей, образа мыслей, создание запрограммированного отношения к политической ситуации, программирование поведения – все это результат проработанных политических и, как следствие, информационных тактик. Манипуляторы общественным сознанием используют свойство сознания человека воспринимать информацию односторонне, основываясь на внешних впечатлениях о созданной иллюзорной форме манипулятивного текста, в ущерб его содержанию. Существует множество методов массового манипулирования, это целая наука, которая собрала вокруг себя почитателей, учеников и успешных практиков. Такое манипулирование общественным сознанием повсеместно употребляется в СМИ, рекламе, политике и соцсетях. Массовое сознание и СМИ – являются объектом и субъектом воздействия на подсознание. Сознание человека – это некий психический феномен. Умелое воздействие на него может творить как чудеса, так и иметь негативные отголоски, такие, как изменение мнения, самооценки, представления о ком-либо, и общей картины мира в целом. Как поясняет психолог и психотерапевт, автор методик личностного развития Анель Садыкова, знание следующих методов воздействия на массовое сознание поможет вычислить, когда на Вас пытаются воздействовать и принять соответствующие меры. Первый метод – использование внушения. Здесь посредством средств массовой информации незаметно внушаются необходимые политике государства идеи на подсознательном уровне. Часто такой метод используется и в рекламе. Людям внушается, какое средство для мытья посуды «лучшее», какой сок «любимый», какой шампунь подойдет для «вашего типа волос» и т.д. Роль воздействия рекламы на сознание людей здесь неоспорима. Второй метод – искажение фактов, подача ложной информации предвзятого характера. В основном используется в политике для массового подавления какого-либо политического объекта, внедрения негативной и ложной информации о нем, создание «плохой репутации» с предоставлением якобы «достоверных фактов». Третий метод – прием переноса от частного факта к общему. Этот метод индуктивного обобщения считается наиболее недостоверным. Однако, часто применяется для создания видимости ложного доказательства. К примеру, в рекламе: «Камилла выбрала …, все хорошие хозяйки выбирают…». Если Камилла выбрала рекламируемый продукт, и она хорошая хозяйка, это далеко не значит, что все хорошие хозяйки выбирают его. Четвертый метод – использование непроверенной информации, сплетен, домыслов, слухов. Это часто используют недобросовестные блогеры для того, чтобы, манипулируя общественным сознанием, создать сенсацию о какой-либо знаменитости, либо привлечь внимание к какой-либо ситуации. Пятый – метод запугивания. Им пользуются практически все руководящие лица, дабы повысить производительность труда, когда от страха, что будет проверка, за час выполняется то, что не было сделано за месяц. Шестой метод – умалчивание одних фактов и выставление на всеобщее обсуждение других. Считается действенным методом для воздействия как на сознание массовое, так сознание и малых групп. Здесь прилюдно освещается та информация, которая необходима манипулятору, и умалчиваются нелицеприятные факты. К примеру, на завод приезжает телевидение, руководители дают показать места, раскрывают достижения в работе и производительности труда на заводе. Негативные события и проблемные вопросы завода не освещаются даже тогда, когда он находится на грани остановки работы. Седьмой – метод всепоглощающей лжи. Он рассчитан на то, что манипуляции массовым сознанием воспринимаются «раскрывающая правду ложь», как оглашение голой правды. Этот метод часто используется для влияния СМИ на сознание людей в политике, шоу-бизнесе, более мелких общественных массах. Восьмой – метод многократного повторения необходимой к внедрению в сознание информации с целью управления массовым сознанием. Многократно повторяющаяся информация глубоко оседает в сознании людей и способствует достижению своей цели: активации необходимых действий. Девятый метод – изменение видения мира внедрением красивых лозунгов. К примеру, в рекламе: «Устали от повседневных забот? Окунитесь в океан блаженства…». Десятый – метод фрагментации воздействует на глубокие слои подсознания, когда показывая фрагментами воздействующую информацию, манипулятор добивается своего. – Чтобы защититься от негативного влияния СМИ, телевидения и соцсетей на вас, как части массового сознания, следуйте следующим правилам. Они помогут выстоять в борьбе против идеологического давления и внушения. Итак, необходимо показать внешнее согласие с прямым источником воздействия. Это отнюдь не означает, что вы согласны. А про себя можете перефразировать сказанное, как вам угодно и продолжать жить по-своему. Далее, если промывка мозгов происходит при разговоре, то измените тему разговора. Зная, как промывают мозги по телевизору, будьте начеку, не поддавайтесь рекламной провокации. Повышайте уровень своей компетенции, критичности, оценочного образа мышления, не дайте себе промыть мозги. Проводите анализ противоречивых источников, для исключения получения ложной информации необходимо проводить сбор информации из первоисточников, лично проводить беседы с группами. Это позволит получить достоверную информацию и избежать дезинформирования, – напоминает психолог.
Алина МАЛИНИНА