С развитием рыночных отношений в Казахстане общественное сознание стало оперировать понятиями: индивидуальность, отличительность, имидж субъектов социально-экономических отношений. В основу легло понимание конкуренции. В настоящее время проблемы репутации, общественного мнения о конкретном высшем учебном заведении и, следовательно, формирование и управление его привлекательным образом получают все более широкий резонанс в сфере образования, и в целом позволяет свидетельствовать об уровне развития образования в регионах и стране, что в значительной мере сказывается на имидже высшего образования. На сегодняшний день в разворачивающемся соперничестве учебные заведения прибегают к различным формам конкуренции, среди которых значительная роль отводится имиджу. Сегодня понятие «имидж» получило широкое использование и приложение в самых разных областях знания.
Обострение конкуренции на рынке образовательных услуг явилось предпосылкой к формированию понятия имидж вуза. Формируя имидж вуза, строится имидж образования, тем самым формируется имидж образованного человека. В данном случае имидж образовательного учреждения формируется не для выгоды получения прибыли, а для взаимного понимания и взаимодействия в развитии образования и общества в целом. Понятие «имидж вуза» в нашей стране появилось недавно, в середине 90-х гг. XX в., когда стало ясно, что образование представляет собой услугу, которая должна удовлетворять потребности общества наряду с многими другими.
Эффективный имидж вуза – это имидж, в котором набор положительных характеристик об университете в комплексе способствует достижению основных целей университета, создает устойчивую ассоциативную связь между целостным образом и PR – объектом, формирует символический и паблицитный капиталы. Эффективный имидж повышает конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Он привлекает абитуриентов и профессорско-преподавательский состав, уровень преподавания повышается и соответственно повышается уровень выпускников. Это облегчает доступ организации к различным ресурсам: финансовым, информационным, человеческим, материальным. Имидж должен быть целенаправленным и соответствующим ожиданиям потребителей образовательных услуг. При формировании эффективного имиджа, необходимо четко определить, в каком направлении работать, т.е. конкретизировать какой тип имиджа разрабатывать. В этом случае, необходимо понять из каких элементов состоит имидж вуза.
В качестве примера приведем Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, представителями которого являются преподаватели кафедры иностранной филологии и переводческого дела. Наш университет является Лидером Генерального рейтинга вузов Казахстана, первым в истории страны лауреат премии Президента Республики Казахстан «За достижения в области качества», дипломант Премии Содружества Независимых Государств за достижения в области качества продукции и услуг.
По итогам исследования международного рейтингового агентства QS World University Rankings университет в 2022 учебном году занял 150 место среди университетов мира. В рейтинге QS University Rankings по странам Восточной Европы и Центральной Азии (QS University Rankings EECA 2016), КазНУ занял 11 место из 200. В обоих рейтингах КазНУ получил самую высокую оценку среди всех ВУЗов Казахстана и Центральной Азии.
Что же способствует такому блестящему успеху университета? В структуре имиджа вуза мы можем выделить следующие компоненты:
Имидж образовательной услуги – представления людей относительно уникальных характеристик, которыми обладает услуга.
Имидж потребителей образовательных услуг включает информацию о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных характеристиках потребителей.
Внутренний имидж организации – это представления преподавателей и студентов о вузе. Основными показателями внутреннего имиджа являются культура организации и социально психологический климат.
Имидж ректора вуза и Ученого совета включает представления о способностях, установках, ценностных ориентациях, психологических характеристиках, внешности.
Имидж персонала – обобщенный образ преподавательского состава.
Социальный имидж – представления широкой общественности о социальных целях и роли вуза в экономической, социальной и культурной жизни общества.
Визуальный имидж – представления об организации, основанные на зрительных ощущениях, фиксирующих информацию об интерьере корпусов, лекционных аудиториях, фирменной символике организации.
Бизнес-имидж – представления об организации как о субъекте деловой активности. Развивающиеся рыночные отношения в образовании обусловили и развитие конкуренции между вузами. Именно она побуждает образовательные учреждения занимать активную рыночную позицию, повышать качество образовательных услуг, изучать спрос на образовательные продукты и потребности рынка труда.
Важно подчеркнуть, что одним из устойчивых конкурентных преимуществ вузов являются невидимые активы, к которым относятся имидж вуза, корпоративная культура, организационная структура управления.
Паблик рилейшнз — это та функция управления образовательным учреждением, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между образовательным учреждением и обществом.
PR-технологии решают различные проблемы: обеспечивают руководство организации информацией об общественном мнении и оказывают ему помощь в выработке ответных мер, обеспечивают деятельность руководства в интересах общественности; поддерживают его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций, используют исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности.
Конкурентоспособным является тот университет, чье имя «на слуху», его знают и выделяют среди прочих; туда стремятся устроиться на работу и выдерживают конкурс, чтобы там учиться, а его руководителя ставят всем в пример, потому что это учреждение обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг.
Кафедра иностранной филологии и переводческого дела КазНУ им. аль-Фараби прилагает все усилия для поддержания и дальнейшего успешного развития имиджа университета.
Куратова О.А., Новикова С.В.,
преподаватели кафедры ИФиПД
КазНУ им. Аль-Фараби