12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

ЖИВ В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ

В числе памятников архитектурного искусства, которые охраняются государством, есть мавзолей
(усыпальница) Ахмета-ишана. Памятник воздвигнут народным мастером Акбереном Жаксыбердиулы
и находится на территории аульного округа Сулутобе Шиелийского района Кызылординской области, в нижнем течении реки Сарысу возле местности Синиртек.

Ахмет Оразайулы родился 1861 году. Грамоте его учил отец Оразай, он же и отправил Ахмета в Бухару на учебу в медресе. По окончании учебы он возвратился в родные края и занялся просветительской деятельностью. Начиная с Теликоля и вплоть до Сарысу он строит школы, мечети и обучает в них детей грамоте и духовной нравственности по традиционным канонам ислама. Ахмет-ишан два раза совершал
хадж в Мекку. Его просветительская деятельность была широко известна далеко за пределами земли Сыра. О его благих делах знали и поддерживали его начинания знатные люди Акмолы, Тургая и Жезказгана.
Доподлинно известно, что Ахмет-ишан очень близко общался с Ахметом Байтурсыновым и Миржакыпом Дулатовым и, более того, помогал им выпускать газету «Қазақ». На страницах газеты он организовал конкурс на лучшие статьи, где рассказывалось о преимуществах оседлого образа жизни, обучения и освоения
различных наук. Искусно владея дехканским мастерством, он обучал своих земляков, живших вдоль реки Сарысу, выращивать различные сельхозкультуры.

Исторические документы говорят нам и о том, что он вместе со своей дочерью Бибисарой, которая имела медицинское образование, спас тысячи жизней во время эпидемии чумы, которая пришла на эти земли в
1922-1923 годах. Мавзолей Ахмета-ишана построен из жженого кирпича. В нем есть две комнаты: в большой — непосредственно усыпальница, а маленькая — для прихожан, и над ней поднимается второй уровень памятника. Восемь арок сливаются в единый рисунок с красивым куполом. Маленький вход в комнату сделан в П-образной форме. Что удивительно, основной вход вовсе не этот, а тот, что с южной стороны мавзолея. Отметим, что подобный ложный вход характерен и для многих подобных памятников великой казахской Степи. Одна из лестниц малой комнаты выходит на самый верх мавзолея, а вторая — в усыпальницу с малым
куполом. Особых орнаментов на мавзолее практически нет. Безусловно, жизнь и деятельность Ахмета-ишана требует более глубокого изучения историками, которые найдут еще много интересных фактов из жизни нашего далекого предка.

Корреспондент «ЮГ»
Максут ИБРАШЕВ

Кто хозяин тротуара?

ЕЩЕ НЕДАВНО ТРОТУАРЫ СЧИТАЛИСЬ ТИХОЙ ГАВАНЬЮ СРЕДИ ГОРОДСКОГО ШУМА,...

Биометрия в школьной столовой

Цифровой контроль введен с нового учебного года для обеспечения...

Самокатный металлопрокат

Кажется, если Глава государства в своем Послании народу Казахстана...

Язык – основа единства

В ПРЕДДВЕРИИ ДНЯ ЯЗЫКОВ НАРОДА КАЗАХСТАНА В ГОРОДЕ ТАРАЗ...

Проверки, нарушения и штрафы

Департамент экологии по Восточно-Казахстанской области подвел итоги работы за...