12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

31 мая – День памяти жертв политических репрессий и погибших в эпоху Сталинского режима (голод и массовые репрессии, гонения и насильственная депортация безвинных людей).

Указом Президента Казахстана от 24 ноября 2020 года была образована Государственная комиссия по полной реабилитации жертв политических репрессий. Основной задачей Госкомиссии является юридическая и политическая реабилитация жертв политических репрессий. В канун Дня памяти жертв политических репрессий наш корреспондент встретился с членом Государственной комиссии, старшим научным сотрудником музея жертв политических репрессий «Жаңалық», профессором Гарифоллой Анесом. Какие проблемы удалось решить Государственной комиссии и какие задачи предстоит еще выполнить? Об этом наш разговор. – История – это не ежегодник о минувших событиях, а учитель, который постоянно дает уроки человечеству. Начавшееся национальноосвободительное движение в 1916 году, продолжившееся в 1918-1919 годах в Туркестане, в 1922-1923 годах на западе, после – голодомор 1932-1933 годов, охвативший всю Великую степь, сталинские репрессии 1937-1938 годов, на самом деле, это великая трагедия нашего народа. Тема голодомора в той или иной степени была исследована нашими учеными. Тем не менее, есть еще много неизученного в этой теме. Во всяком случае, вышеуказанные проблемы должны стать духовным достоянием народа на фактологической и документальной основе.

УРОКИ ПРОШЛОГО Главная задача – это способствовать восстановлению исторической памяти народа, пережившего темные времена. Наш национальный дух ослаб из-за невосполнимых потерь, нанесенных военным временем, но у казахского народа всегда была сильная духовность и крепкая историческая память. Однако, глядя на прошлое с некоторой усмешкой, мы впали в сонное состояние. Оглядываясь на скользкий путь истории, думаю, что все-таки можно излечить наше общественное сознание. Мы должны объединить свои усилия, подходить к урокам истории с позиции всего народа. Только тогда мы достигнем больших результатов. Однако, надо признать, что нам свойственно сидеть, сложа руки, но мы стараемся изо всех сил работать в этом направлении. Есть и много людей, кто поддерживает нас, оказывает посильную помощь в нашей работе. 26 лет назад в поселке Жаналык Талгарского района Алматинской области, в 40 км от города, был воздвигнут памятник жертвам политических репрессий, а в 2018 году здесь был открыт музей. С тех пор он успешно работает. Правда, после глобальной пандемии, начавшейся в 2020 году, несколько замедлилась деятельность музея, тем не менее, работа, связанная с поиском и реабилитацией жертв репрессий, не прекращалась. Рядом с музеем находится мечеть на тысячу человек. Ее построили наши соотечественники, которые вернулись на родину из Узбекистана, Туркменистана, Каракалпакстана. Когда меня спросили, как я смотрю на то, чтобы мечеть носила имя исторической личности, народного просветителя казахского народа Ахмета Байтурсынова, то ответил: здесь погребены тела 4100 невинных людей, жертв репрессий. Поэтому правильным будет назвать «Алаш арыстары мешіті» («Мечеть деятелей Алаш»). Все согласились с моим предложением. Мечеть рассчитана для посещения 300 человек. С момента открытия мечети каждую пятницу специально читают суры Корана по каждому усопшему деятелю Алаша. Каждый год 31 мая – День памяти жертв политических репрессий, возле мемориала памятника проводим мероприятия в память о наших славных борцах, отдавших жизни за национальную свободу и независимость. В этом году мероприятие пройдет с участием акима Алматинской области, представителей общественности, жителей г. Алматы и области. В настоящее время в окрестности исследователи ведут раскопки. Обнаружено около десяти мест, где погребены тела жертв репрессий. В 2019 году в ходе земляных работ по улице Рахимова, дома №1 села Жаналык обнаружили человеческие кости. Оказалось, что глубоко в земле, на площади в три квадратных метра захоронены останки тел. В общем обнаружены кости 163 человек, которые лежали друг на друге. Все это было извлечено, осмотрено. После исследования останков жертв, выяснилось, что половина из погребенных – казахи, остальные – славянского происхождения, среди них пять женщин. Сейчас раскопки возглавляет Досбол Байгунаков, декан исторического факультета КазНУ им. аль-Фараби. ИСТОРИЯ ВОССТАНИЙ В этом году в День памяти жертв политических репрессий мы проведем церемонию открытия научноинформационного портала «ArysMedia». Это портал, который освещает темы контентов: голодомор, политические преследования, народные восстания, конфискация, военнопленные, депортация и т.д. Потому что об этом собрано огромное количество данных. Дело в том, что за 30 лет деятельности нашего фонда «Арыс», который занимается изучением наследия репрессированной интеллигенции Казахстана, мы физически не смогли проанализировать все собранные фактические данные. Этот портал включает множество научных сайтов, связанных с гонениями, голодомором, репрессиями. Например, существует множество библиографических сведений об Адайском восстании против Советской власти в 1929-1932 годах. В 2021 году, к 30-летию Независимости Казахстана, мы предложили Правительству присвоить звание «Халық батыры» («Герой народа») 30-ти историческим деятелям, которые возглавляли эти национально-освободительные движения. Ранее, 1916 году крупные восстания народа против царского режима охватили всю Казахскую степь – Адайское, Созакское, Албанское и Шубартауское восстания. А также около 30 локальных бунтов, о которых в народе ходили легенды. Это люди, которых помнит народ. Если сможем по достойнству оценить их деятельность, то наша историческая память будет восстановлена, а наша молодежь будет знать, потомками какого народа они являются. Наше государство реабилитировало репрессированных по известной «58-ой статье». Статья 58 УК РСФСР наводила ужас на весь СССР, она распространялась на граждан, которых обвиняли в «измене Родине». А осужденных по этой статье называли «врагами народа». Также была статья 59, по ней обвиняли граждан в бандитизме, которые «выступали с оружием против советской власти». До сих пор эта категория осужденных считается не оправданной. К примеру, не говоря о других, обвиняемый по этой статье известный казахский поэт, философ Шакарим Кудайбердиулы политически не оправдан до сих пор. То есть, поэт считается лицом, осужденным за бандитизм. Почему? Причина в том, что у нас принят закон 1993 года, где написано: «Те, кто поднял оружие против советской власти, не должны быть оправданы». Сейчас нет ни советской власти, ни коммунистической партии, однако «виновных» не оправдывают, и перед кем? Этот нонсенс. Поэтому мы продолжаем ставить этот вопрос перед соответствующими органами. АЛАШ И ЖЕТЫСУ Надо отметить, что вопросы, связанные с деятельностью Алашорды также до конца еще не исследованы. Разве движение Алаш не охватило другие регионы? Известно лишь о группе во главе с Алиханом Бокейханом, Мыржакипом Дулатовым, Ахметом Байтурсынулы и образовавшейся Западной Алашорде на Урале. На самом деле, это не так. Музей жертв репрессий находится в Алматинской области, поэтому несколько лет назад мы начали проект под названием ««Жетісудың шерлі тарихы» («Печальная история Жетысу»). Ранее я издал энциклопедию «Жетысу». Сейчас область разделилась на два региона, в бывшей Алматинской области было 17 районов и три города. Изучая все исторические данные, мы обнаружили интересные факты. Раньше в документах упоминались лишь Алашорда Торгая, Алашорда Семея, Западная Алашорда, а вот о движении Алаш в Жетысуйском крае нигде не говорилось. Однако, оказалось, что именно Жетысу был краем, где вспыхивали крупные освободительные восстания, проходили боевые действия Алаша!

В то время в состав Алматинского административного округа входили районы от Аягуза, что в Семее, до Бишкека, Каракальской области Киргизии. Мы трижды проводили научные конференции с участием кыргызских коллег, где узнали интересные факты об алашординском движении. В Киргизии широко известен Зайнидин Курманов, в 2009-2010 годах был председателем Совета Республики Казахстан, доктор юридических наук. Издана его книга «Кыргызское отделение партии Алаш». Многие из их первых ученых были учениками Ахмета Байтурсынулы, алашскими деятелями. На предстоящую конференцию коллеги везут книгу под названием «Кыргыз Алашордасы». Она содержит имена сотни человек, которые участвовали в движении Алаш. Все участники были осуждены и репрессированы за принадлежность к Алашордынской партии. Многие члены освободительного движения находились за границей. Известный казахский писатель Сураган Рахметулы родился в Монголии, у него тоже накопилось много материала. Он приехал в страну для написания книги «Баян-Улгийская резня» о репрессированных Сталиным казахах в БаянУлгийском районе Монголии (мы презентуем книгу на конференции). То же самое происходило и в Китае… ДЖАДИДИЗМ Когда мы изучаем историю казахов, историю Алаш-Орды, то называем все это «джадит». Джадидизм получил свое наименование от арабского слова «джадид», что значит «новый» или «новатор». Например, сейчас мы выпускаем две книги, одна – книга Коныркожа Кожыкова, другая – книга об этом человеке. Он был первым, кто напечатал азбуку еще до Ахмета Байтурсынова. Стоял у истоков библиотечного дела и этнографии в Казахстане. В 1938 году расстрелян в Алматы. У него было четыре сына. Кожахмет – первый казахский живописец, карикатурист, художник-график, Кулахмет – первый художник театра и кино, график, Нурахмет – скульптормонументалист, Султанахмет – известный кинорежиссер, снявший фильм «Кыз-Жибек». Старший сын был репрессирован, тяжело заболел в лагере, позже освобожден. Остальные трое ушли на фронт в Великую Отечественную войну. Можно еще привести примеры трагической судьбы передовой казахской интеллигенции. Вообще, когда мы пишем о тех, кто способствовал духовности страны в начале ХХ века, мы больше упоминаем модернистов и не говорим о представителях духовенства. Одним из открытий в этом вопросе стала книга доктора филологических наук, профессора Шамшадина Керима «Тараз тарланы». В ней рассказывается о судьбе Абу Наср Мубашшир хан ат-Тарази, который родился в 1896 году и умер в Египте в 1977 году. Из-за религиозных взглядов разошелся его путь с Мустафой Шокаем, хотя их деды были религиозными учеными. Консерватор Абу Наср Мубашшир выступал против политики советского правительства, пытался в Афганистане собрать войска и освободить Среднюю Азию от большевиков. «Если русские проиграют в войне, то афганское правительство поможет ему», – говорил он. Однако после поражения немцев в войне советские власти потребовали от афганских властей посадить Мубашшира в тюрьму. В результате он и его сын провели в тюрьме семь лет. Находясь в застенках, он пишет книгу, а после освобождения отправляется в Египет. Там он прожил 47 лет. Его сын и внук стали учеными-богословами, написали книги. Это люди, которые хотели, чтобы мы не отделялись от нашей религии, не теряли свою мусульманскую идентичность. В частности, мусульмане были уничтожены коммунистами в Туркестане, части Советского Союза (нынешние среднеазиатские государства), Крыму и на Кавказе. Как можно не уважать такого гражданина, как Абу Наср Мубашшир Хан атТарази, который стремился освободить свой народ от оков тирании? Разве он не является для нас национальной гордостью? Вот почему мы должны полностью оправдать всех лиц с политической точки зрения, дать им достойное место в нашей истории.

Записал Сая ИССА

Пробация қызметі — сотталғандарды қайта тәрбиелеуге үлесін қосу

Пробациялық бақылаудың мақсаты-заңмен немесе сотпен белгіленген міндеттерін орындауларын бақылау...

Жазаны өтеудің жеңілі – қоғамдық жұмыс

Аудандық пробация қызметінің есебінде тұрған азаматтар ҚР Қылмыстық кодексінің...

Прошел круглый стол по обсуждению проблемных вопросов

26.04.2024 года в межрайонном суде по уголовным делам г.Астаны...