12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

ВНЕШНИЙ ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН

Объем внешнего долга Казахстана уже превышает 165 млрд долларов. Только за последний год долгов накопилось на 3 млрд долларов — это самый высокий показатель среди стран СНГ.

Эксперты утверждают, что долг Казахстана приблизился к критической отметке. По мнению аналитиков, обязательства по выплате долга в текущем году могут превысить национальные золотовалютные резервы. А это значит, что государству нечем гарантировать оплату образовавшейся задолженности. Между тем, в Министерстве национальной экономики утверждают, что повода для беспокойства нет. По данным ведомства, весь государственный долг, включая внешний, в Казахстане составляет не более 25% к ВВП, при этом 35-40% – это внешний долг.

Министр национальной экономики Алибек Куантыров назвал размер внешнего госдолга Казахстана «комфортным» и отметил, что ситуация находится под контролем. Экономисты в свою очередь уверены, что внешний долг необходимо сокращать. По данным Ассоциации финансистов, дефицит текущего счёта платёжного баланса в прошлом году сократился на 13%, что составляет порядка 800 млн долларов. Это произошло из-за двукратного увеличения профицита торгового баланса. Ведущий аналитик Ассоциации финансистов Зарина Скрипченко пояснила, что профицит торгового баланса возникает тогда, когда экспорт превышает импорт. — Мы в основном экспортируем нефть и другие минеральные ресурсы, а среди импортируемых товаров преобладают потребительские группы, то есть продовольствие, текстиль и т.д. Если мы хотим мы снизить импортозависимость, то нам нужно развивать внутреннее производство, — считает эксперт. Зарина Скрипченко сообщила, что казахстанский экспорт в прошлом году увеличился на 13 млрд долларов за счёт мирового роста цен на сырьё и металлы. Отмечается также незначительное увеличение импорта на 2,5 млрд долларов. — Импорт будет расти. Но примечательно, что в прошлом году темпы его роста снизились. Снижение импорта технологических услуг может говорить о том, что в стране подходят к концу или завершены какие-то крупные проекты и новые пока не начинаются, — рассказала аналитик Ассоциации финансистов. В прошлом году приток капитала в Казахстан составил почти 5,5 млрд долларов, что в 3 раза меньше чем за аналогичный период 2020 года. Это обусловлено увеличением оттока активов на 22,5 млрд долларов. Экономист Айдар Алимбаев отмечает, что внешний долг необходимо сокращать. — Какой построен завод или фабрика в результате этого долга? Мы ничего об этом не знаем. Ситуацию можно исправить. Для снижения внешнего долга нужны комплексные меры. Надо провести тщательный аудит каждого доллара из этих внешних долгов, — подчеркнул Айдар Алимбаев. Обеспокоенность экспертов вызывает, что цифра 165 млрд долларов — далеко не весь размер долга Казахстана перед иностранными государствами, а лишь небольшая его часть. Тем временем эксперты опасаются, что Министерством нацэкономики не учтены многомиллиардные долги квазигосударственного сектора, включая компании «Казмунайгаз», «Казактелеком» и «КТЖ». По мнению специалистов, финансовая деятельность квазигосударственных компаний давно вызывает сомнение и часто становится объектом обсуждения и критики в обществе. Директор Азиатского банка развития Нариман Маннапбеков такую критику со стороны депутатов и общественников считает вполне обоснованной.

— Как известно, государственный долг складывается из внешнего и внутреннего. Большая часть внешнего долга деноминирована в иностранной валюте, и его уровень зачастую вызывает обеспокоенность у общественности и парламентариев. Согласно статистике Национального банка, внешний долг государственного сектора составляет 21% к ВВП, при этом половина приходится на государственный и гарантированный государством долг. Между тем, около 60% внешнего долга приходится на межфирменную задолженность — это преимущественно кредиты транснациональных корпораций, предоставленные своим дочерним предприятиям в Казахстане. В свою очередь долг квазигосударственного сектора составляет чуть более 10% от ВВП, что является умеренно высоким показателем. В данном вопросе мы согласны с Главой государства, что долг госкомпаний должен снижаться, так как существенная его часть относительно дорогая, учитывая также и то, что соответствующие займы были привлечены на более короткие сроки, — отметил Нариман Маннапбеков. Для повышения качества управления внешним долгом, по его словам, необходимо увеличить прозрачность и подотчетность госорганов перед общественностью. Наряду с этим он отметил необходимость пересмотра стратегии внешнего заимствования в свете новой экономической политики.

— Считаем, что она должна быть доступна общественности в проектном виде и на основе консенсуса большинства принята к реализации. В ней должно учитываться большинство рисков, главными из которых в случае займов под госгарантию являются фискальные. Погашение следует осуществлять не только из бюджетных средств, но также за счет генерации доходов в результате привлеченных инвестиций, — добавил эксперт.

Линара САКТАГАНОВА

Әлем сарапшылары инклюзивті қоғам құрудағы жаһандық сын-қатерлерді талқылады

Алматы қаласында инклюзивті білім беру саласындағы алғашқы Дүниежүзілік конгресс аясында «Инклюзивті білім берудегі жаһандық трендтер: сын-қатерлер мен шешімдер» тақырыбында дөңгелек үстел өтті.

Алтын бағасы аспандап барады

Comex биржасында (Нью-Йорк тауар биржасының бөлімшесі) 2025 жылдың желтоқсан айына жеткізілетін алтын фьючерстерінің бағасы бұрын-соңды болмаған жаңа рекордқа жетіп, бір троя унциясы үшін 4 182 долларды құрады.

Президент негізгі заңның 40-қа жуық бабы өзгеретінін айтты

Президент Парламенттік реформа жөніндегі жұмыс тобының бірінші отырысында сөз сөйледі.

Перизат Қайрат колонияда жұмыс істей ме? 

Перизат Қайрат колонияда жұмыс істей ме? Бұл сұраққа ішкі істер министрінің орынбасары Абай Қайырбеков жауап берді.

Новый градостроительный вектор Казахстана

В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИТЕЛИ КРУПНЫХ ГОРОДОВ КАЗАХСТАНА, ОСОБЕННО АЛМАТЫ, АСТАНЫ И ШЫМКЕНТА ВСЕ ЧАЩЕ СТАЛКИВАЮТСЯ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ТОЧЕЧНОЙ ЗАСТРОЙКИ. ВЫСОТНЫЕ ЖИЛЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПОЯВЛЯЮТСЯ НА МЕСТЕ БЫВШИХ ШКОЛ, ПАРКОВОК, ДЕТСКИХ САДОВ И СКВЕРОВ, НЕ ОСТАВЛЯЯ ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.