12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ИСКОВ

Глава 20 Административного процедурно-процессуального Кодекса Республики Казахстан в ст.ст. 131-136 раскрывает понятие административного иска, его форму, содержание и виды.

Административный иск – это требование, поданное в суд с целью защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов, вытекающих из публично-правовых отношений. АППК предусматривает четыре вида административных исков. Первый – иск об оспаривании (ст. 132 АППК), который подается истцом в случае, если ответчиком вынесен обременяющий акт, нарушающий права, свободы и законные интересы истца. По иску об оспаривании истец вправе предъявить требование о признании незаконным и отмене полностью или в части обременяющего для него административного акта. При этом, бремя доказывания по иску об оспаривании несет ответчик, принявший обременительный административный акт. Иск об оспаривании может быть подан в суд в течение месяца со дня вручения истцу решения органа, рассматривающего жалобу по результатам ее рассмотрения, а если законом не предусмотрен досудебный порядок или отсутствует орган, рассматривающий жалобу, иск подается в течение одного месяца со дня вручения административного акта или с момента доведения до его до сведения истца в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан. Если иск об оспаривании обременяющего административного акта, затрагивающего права, свободы и законные интересы истца, является обоснованным и суд признает его незаконность, то он отменяет его полностью или в какойлибо части. В случае признания незаконности обременяющего административного акта, который на момент принятия решения уже исполнен или исполняется, суд вправе понудить ответчика отменить исполнение и потребовать совершения действий по возвращению истца в первоначальное положение в установленный в решении срок. Например: обжалование постановления частного судебного исполнителя. Второй вид – иск о принуждении. Для предъявления иска о принуждении принять благоприятный административный акт могут служить два основания: во-первых, когда истцу было отказано в его принятии, при этом предъявление отдельного требования об оспаривании отказа не требуется. Во-вторых, когда благоприятный для истца акт не был принят по причине бездействия административного органа, должностного лица. Иск о принуждении может содержать требование об обязанности ответчика не принимать обременяющий административный акт. По иску о принуждении предусмотрен месячный срок для его предъявления, который исчисляется аналогично, как и по иску об оспаривании. Бремя доказывания по иску о принуждении несет ответчик в части фактов, ставших основанием для отказа в принятии испрашиваемого административного акта, и истец в части фактов, которыми обосновывается принятие благоприятного для него административного акта. Если ответчик ссылается на наличие фактических условий, исключающих вынесение в конкретном случае желаемого истцом административного акта, обязанность по доказыванию таких условий лежит на данном ответчике. В случае, если непринятие административного акта, являющееся результатом отказа от вынесения административного акта либо бездействия ответчика, противоречит закону или послужило причиной нарушения прав, свобод и законных интересов истца, суд возлагает на административный орган обязательство принять административный акт. Суд вправе наложить на ответчика обязанность не принимать обременяющий административный акт. Суд в решении может определить содержание и срок принятия административного акта, а также иные имеющие существенное значение для административного дела обстоятельства, за исключением разрешения вопросов целесообразности. Такое решение суда заменяет административный акт до его принятия. В случае невозможности вынесения конкретного решения об удовлетворении требований истца при наличии административного усмотрения суд возлагает на ответчика обязательство о принятии с учетом правовой позиции суда соответствующего административного акта в пользу истца. Например: иск о понуждении выдать лицензию на совершение определенных работ. Третий вид – иск о совершении действия (ст. 134 АППК). Данным иском истец может потребовать совершить определенные действия или воздержаться от таких действий, которые не направлены на принятие административного акта. По иску о совершении действия истец может потребовать также представления предусмотренного законом соответствующего документа в случае признания административного акта принятым вследствие непринятия административного акта в установленный законом срок по этому же предмету. При этом бремя доказывания по иску о совершении действия несет ответчик в части фактов, которые явились основанием для отказа в совершении испрашиваемого действия (бездействия), и истец в части благоприятных для него фактов. Иск о совершении действия предъявляется в суд в течение месяца со дня, когда истцу стало известно о совершении действия, а также когда истек срок, установленный законодательством РК для совершения действия. При признании иска о совершении действия обоснованным и законным суд обязывает ответчика совершить конкретные действия и устанавливает срок для их исполнения. Если истец одновременно требует признать противоправность конкретного совершенного действия ответчика, суд в решении признает, что фактическое действие административного органа было противоправным. При признании иска о запрете действия обоснованным и законным суд запрещает ответчику совершать конкретные действия в последующем. Например: иск о понуждении аннулировать запись в регистрационном листе правового кадастра о регистрации ареста. Четвертый вид – иск о признании (ст. 135 АППК). По данному виду иска истец может потребовать признать наличие или отсутствие какого-либо правоотношения, если он не может подать иск в соответствии со ст. ст. 132, 133 и 134 АППК. Истец может также потребовать признать обременяющий административный акт, не имеющий больше юридической силы, незаконным. Следует отметить, что иск о признании может быть подан в случае достаточной заинтересованности истца в установлении данных отношений в кратчайшие сроки. Интерес истца в установлении правоотношений может иметь правовой, моральный или материальный характер. Иск о признании предъявляется в суд в течение пяти лет с момента возникновения соответствующего правоотношения. Требование о признании обременяющего административного акта, не имеющего больше юридической силы, незаконным может быть заявлено в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении данным актом его прав, свобод и законных интересов. По иску о признании бремя доказывания несет истец в части фактов, подтверждающих наличие или отсутствие какого-либо правоотношения, и ответчик в части фактов, обосновывающих правомерность обременяющего административного акта, не имеющего больше юридической силы, а также какого-либо совершенного действия (бездействия). При удовлетворении иска о признании суд признает наличие или отсутствие какого-либо правоотношения или его содержание, если такие требования были заявлены как самостоятельные. Суд также вправе признать обременяющий административный акт, не имеющий больше юридической силы, незаконным, если иск о признании является обоснованным и законным, а признание данного обстоятельства является необходимым для восстановления нарушенных прав истца, а также если обременяющий административный акт уже отменен или его действие утратило силу иным способом, в том числе в какой-либо его части. Например, иск об установлении какого-либо правоотношения при наличии спора о праве.

Динара АТЫМТАЕВА,
судья Специализированного
межрайонного административного
суда Карагандинской области

Тараптарды азаматтық істер бойынша хабарландыру

Азаматтық процесс — бұл сот пен процеске қатысушылар арасындағы...

Электронды сот төрелігі

Сот төрелігі - іс жүргізу тәртібімен жасалатын, азаматтық және...

Көліктегі қылмыстар туралы

Механикалық, оның ішінде автомобильдік көлік, дұрыс емес пайдаланған жағдайда...

ЗАҢНАМАДА ӘЙЕЛДЕР ҚҰҚЫҒЫ ҚОРҒАЛҒАН БА?

Әрбір қоғамның құқықтық жүйесінің құрамдас бөлігі болып табылатын әйелдер...

Электронды сот төрелігінің тиімділігі

Ғылым мен техника қарыштап дамыған қазіргі уақытта өркениетті елдерде...