12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

В ПРИОРИТЕТЕ — ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Текущий год ознаменовался для страны конституционной реформой, направленной, прежде всего, на усиление защиты прав человека и, соответственно, укрепление статуса омбудсмена РК. О предстоящих изменениях и актуальных вопросах работы национального правозащитного института в интервью рассказала Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан Эльвира Азимова.

– Эльвира Абилхасимовна, в текущем году вашему институту исполнилось 20 лет. Давайте вспомним, когда и в каких условиях в Казахстане создали данное национальное правозащитное учреждение?

– Полагаю, что возникновение института Уполномоченного по правам человека в Казахстане стало логичным для развивающего государства. Более того, в 1993 году Всемирная конференция по правам человека, участником которой был и Казахстан, подчеркнула важность и необходимость внедрения национальных институтов по правам человека с соблюдением Парижских принципов. Таким образом, инициатором учреждения института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в республике была Комиссия по правам человека при Президенте РК, которая еще в 1994-1995 гг. вышла к руководству страны с соответствующим предложением. Особо показателен 1997 год, когда стали вырисовываться контуры планомерных действий по поощрению данного института в Казахстане. Были проведены обсуждения и круглые столы, рекомендовавшие создание национального учреждения по правам человека в Республике Казахстан. В 1998 году Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ и Правительство Республики Казахстан подписали Меморандум о взаимоотношении по вопросу национального института омбудсмена в Казахстане. И как итог всех этих мероприятий, 19 сентября 2002 года был издан Указ Президента, которым учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан.

– Насколько сегодня в Казахстане защищены права граждан?

– Ни один человек не может сказать, что в своей жизни ни разу он не сталкивался с нарушением его прав или законных интересов. Степень нарушения и последствий бывает разной. Но, если такое нарушение имеет место со стороны представителя власти, закон предусматривает жесткие меры наказания. Правозащитная деятельность – постоянный процесс и в нем задействованы разные организации – адвокаты, прокуратура, суд, общественные организации, гражданские активисты, юридические консультанты и медиаторы и другие. Поэтому простому человеку порой затруднительно выбрать из такого обилия субъектов того, кто может вовремя помочь ему. С другой стороны, процесс восстановления нарушенных прав человека – достаточно сложный процесс и не всегда можно добиться данной цели на 100 процентов, но, граждане, которые не были вовремя услышаны государственными органами, нуждаются в помощи в силу трудной жизненной ситуации, должны иметь возможность дополнительных инструментов защиты своих прав. Участвуя в защите по конкретным делам, омбудсмен должен быть наделен возможностями вносить предложения Парламенту, Правительству, государственным органам и другим организациям по системной защите, путем предупреждения подобных нарушений. Такие предложения он вырабатывает в рамках своей деятельности. Но, нужно четко понимать, что данный институт не может заменить собой прокуратуру и суд, либо другие государственные органы. Омбудсмен вправе информировать о нарушениях и ходатайствовать об их устранении, если они стали следствием деятельности государственного органа и иной организации. Институт омбудсмена играет важную роль в противодействии злоупотреблениям и другим правонарушениям со стороны правительственных органов и отдельных должностных лиц. Работая с жалобами и обращениями, исследуя проблемные вопросы в предметной области, правозащитные институты содействуют в предотвращении нарушения прав человека и способствуют совершенствованию системы верховенства закона. Как показывает практика, правозащитные организации все еще сталкиваются с рядом проблем. Это обуславливается, в первую очередь, тем, что со стороны государства не обеспечиваются надлежащие условия. Подавляющее большинство подобных институтов не имеют правоприменительных полномочий, имеют проблемы с материально-финансовыми потребностями, ограничены в осведомленности и оперативном реагировании, что ставит под угрозу устойчивость национальных правозащитных институтов. Международные правозащитные организации призывают страны следовать Парижским принципам и подчеркивают необходимость расширения их полномочий для эффективной деятельности.

– В этом году принят новый Конституционный Закон «Об Уполномоченном по правам человека». Какие изменения произойдут в деятельности национального правозащитного учреждения?

– Как вы знаете, этим летом более 77процентов населения на республиканском референдуме проголосовали за конституционные поправки. Это доверие, выраженное Президенту страны и государственной власти. Если говорить об этих поправках, то, в первую очередь, хочу отметить, что конституционный статус омбудсмена в Конституции Казахстана закреплен впервые. В целом, нормы в части статуса омбудсмена и целей его деятельности, гарантии его деятельности, исключающие давление на его деятельность со стороны правоохранительных органов, были включены еще в Закон Республики Казахстан «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан». Он вступил в силу 29 декабря 2021 года. Вместе с тем, для обеспечения реальной независимости омбудсмена было принято решение о том, чтобы эти нормы закрепить на уровне Конституции. Мы должны у всех государственных органов и других организаций выработать жесткое понимание, что права человека и их защита – это приоритетное направление государственной политики на всех уровнях. Если исполнительные государственные органы не справляются со своей задачей, омбудсмен должен содействовать восстановлению прав и свобод человека и продвигать знания об уважении прав и свобод человека. Как он будет это делать и в партнерстве с кем, обязанности государственных органов в восстановлении нарушенных прав и свобод человека – все эти вопросы уже детально должны быть расписаны в Конституционном Законе. Он по юридической силе выше, чем ранее принятый Закон и заменит его. В этом ключе, новые нормы в проекте Конституционного Закона «Об Уполномоченном по правам человека» предусматривают усиление компетенции Уполномоченного и повышение эффективности организации его деятельности. Так, согласно проекту закона, Уполномоченный в статусе имеет право обращаться в Верховный Суд РК с предложением дать разъяснения по вопросам судебной практики, в случае массового и грубого нарушения прав человека можеть обращаться и в Конституционный Суд по вопросу соответствия Конституции Республики Казахстан нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина; закрепляется его право беспрепятственного посещения организаций, оказывающих специальные социальные услуги, и учреждений уголовно-исполнительной системы, на производство аудиозаписи, фото- и видеосъемок осужденных, задержанных и иных лиц, а также выступать в качестве наблюдателя за соблюдением прав и свобод человека в других государствах и другие права. В настоящее время проект закона находится на рассмотрении в Сенате Парламента РК. Думаю, если проект пройдет без замечаний, до конца текущего месяца он будет направлен на подпись Главе государства. Кроме того, как вы знаете, Уполномоченный координирует деятельность участников Национального превентивного механизма по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В настоящее время нами принимаются меры с целью повышения потенциала Национального превентивного механизма и их знаний и опыта в этой области. Как раз с 10 по 13 октября т.г. в рамках сотрудничества Национального центра по правам человека с Представительством Европейского Союза в Казахстане проходит тренинг «TAIEX PI Миссия экспертов по укреплению Национального превентивного механизма». Эксперты НПМ из Греции, Дании, Испании поделились опытом своих стран по защите прав человека. В целом, международные эксперты дали положительную оценку НПМ в нашей стране, а также отметили, что работа НПМ в Казахстане движется в правильном направлении. По нашему мнению, это должен быть самый транспарентный и открытый механизм в предупреждении и выявлении пыток и жестокого обращения. Но, исключительно именно с точки зрения возможности проведения независимого от государственных органов мониторинга. Определенный этап истории мы уже прошли. Конечно, и сейчас имеется много вопросов, которые поднимают участники НПМ, связанные с необходимостью дальнейшего улучшения инструментов деятельности, формы консолидации усилия. В принципе, участники НПМ этим занимаются с 2014 года. Но, нам сейчас нужно совершенствовать и вырабатывать следующий этап деятельности.

– В регионах создаются ваши представители. Что изменится с появлениием представителей Уполномоченного?

– В соответствии с нормами действующего закона «Об Уполномоченном по правам человека», принятом 29 декабря 2021 года, Уполномоченный по правам человека имеет представителя в области, городе республиканского значения, столице, назначает и освобождает его от должности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе. Представители от имени Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан будут осуществлять полномочия в рамках своих функциональных обязанностей и по его поручению в пределах соответствующей административно-территориальной единицы. Это нужно, в первую очередь, для граждан, особенно проживающих в сельских районах, обращающихся к Уполномоченному за защитой своих прав. В настоящее время конкурсные процедуры еще не завершились, но они заработают до конца текущего года. Поэтому в ближайшее время мы должны выстроить эффективный институт реагирования на обращения граждан о защите своих прав. Мы должны не только работать с обращениями граждан. Мы должны выстроить систему внесения предложений по системным мерам защиты прав человека путем изменения законов, практики работы государственных органов. Этого можно достичь только совместными усилиями, исключив формализм и равнодушие, ведь речь идет о наших гражданах. Наша работа должна соответствовать цели, обозначенной в ст.1 Конституции страны о том, что человек, его жизнь, права и свободы являются высшими ценностями Казахстана.

– Как оценивается ситуация с правами человека в Казахстане международными экспертами?

– В целом, международные коллеги отмечают позитвные изменения в Казахстане по всем направлениям. В частности, эксперты (ООН и Европейского парламента, Евросоюза, Евросовета и т.д.) высоко оценили объявленную Президентом Казахстана амнистию в отношении задержанных во время январских событий. Они подчеркивают, что это поспособствует укреплению гражданского согласия и национального единства в Казахстане. Также наши коллеги из ЕС и Совет Европы позитивно оценивают ратификацию Казахстаном Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни во всем мире. В ходе встреч зарубежными коллегами было отмечено, что они впечатлены инициативами в стране.

– Были ли у вас в практике случаи, когда граждане не могли добиться справедливости от государственных органов, но их интересы были удовлетворены после вашего вмешательства?

– Да, такие случаи были. И их много. Мы всей нашей командой радуемся, когда нам получается помочь человеку. Например, недавно мы помогли получить свидетельство о рождении нескольким детям дошкольного возраста. Дети родились и живут в Казахстане, но, их родители в силу трудной жизненной ситуации приехали более 10 лет назад в нашу страну и не смогли вовремя задокументировать детей, хотя закон гарантирует детям такое право. Другой случай связан с продолжавшимся более четырех лет уголовным расследованием. На основании нашего обращения Генеральная прокуратура проверила данный факт, в результате проверки выдвинутые против человека обвинения не нашли своего подтверждения и дело было прекращено. После нашего вмешательства территориальный орган занятости восстановил документы и доступ к пособию по инвалидности для гражданина, имевшего инвалидность и проживавшего несколько лет на улице. Он долгое время оставался «невидимым» для государственных органов, отвечающих за обеспечение социальных прав наших граждан. Во время жесткого локдауна в условиях COVID-19, когда учреждения пенитенциарной системы были закрыты на карантин и прекратились свидания родственников, мы смогли договориться с Министерством внутренних дел и Генеральной прокуратурой, чтобы установили онлайн свидания с близкими для заключенных. Это было беспрецедентное решение на постсоветском пространстве, которое высоко оценили эксперты ООН как эффективную меру по сохранению социальных связей заключенных с близкими. В результате нашего реагирования уголовное расследование по делу об убийстве казахстанской гражданки в другой стране возобновилось и наши правоохранительные органы подключились к совместным следственным действиям. Судебные исполнители обеспечили исполнение судебного решения только после нашего вмешательства на основании обращения предпринимателя, который долгое время не мог добиться взыскания ущерба в его пользу. Я назвала только несколько случаев, когда мы добились положительного решения. К сожалению, были случаи, когда наши переговоры с государственными органами затягивались или из-за давности срока совершения нарушения восстановить ситуацию, практически было невозможно. Особенно трудно в случаях, когда граждане оспаривают вынесенные судебные решения или со стороны правоохранительных органов допущены нарушения. По закону Уполномоченный не вправе вмешиваться в случаи, когда судебные решения вступили в силу либо идет уголовное расследование. Однако, если речь идет о грубейших нарушениях прав человека, бездействие с нашей стороны недопустимо.     

Линара САКТАГАНОВА

«Ұлы дала жорығы»: фильм об уникальном конном марафоне презентовали в Астане

Презентация документального фильма о конном марафоне-байге «Ұлы дала жорығы»...

«Ұлы дала жорығы»: Астанада бірегей ат марафоны туралы фильмнің тұсаукесері өтті

Астанада «Ұлы дала жорығы» ат марафон-бәйгесі туралы деректі фильмнің...

Су тасқынынан кейін қазақстандық 202 отбасы қираған баспанасының орнына тұрғын үй мен пәтер алды

ҚР Үкіметі Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаевтың тапсырмасы бойынша биылғы...

202 казахстанские семьи получили дома и квартиры взамен разрушенного жилья после паводков

По поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева Правительство РК продолжает...

Правительство выделило из резерва более 2,4 млрд тенге на капитальный ремонт теплосетей Риддера

По поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева Правительство продолжает проводить...