На пути к Новому Казахстану нам предстоит решить множество задач. Одна из наиболее важных – создание условий для казахстанских предпринимателей. О механизмах новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности в нашей стране корреспонденту «Юридической газеты» рассказала Альфия Аубакирова, управляющий-директор Департамента бизнесрегулирования и развития конкуренции НПП РК «Атамекен».
– Альфия Сейлбековна, расскажите, пожалуйста, о принципе «one in — two out» и регуляторной апелляции. Как будет действовать данный инструмент на практике?
– Как вы знаете, «Атамекен» активно участвует в системной работе по реформированию действующих законодательных актов. Ведь главная задача «Атамекена» – защита прав и интересов бизнеса и обеспечение широкого охвата и вовлеченности всех предпринимателей в процесс формирования законодательных и иных нормативных правил работы бизнеса. С 2014 года с нашим активным участием приняты восемь пакетов законодательных поправок. Они направлены на сокращение количества процедур, сроков и финансовых затрат бизнеса. Все наши предложения основывались на результатах анализа системных проблем бизнеса, предложениях отраслевых ассоциаций и рекомендаций международных экспертов. Важно отметить, участие Атамекена в разработке и принятии Предпринимательского кодекса, Закона о разрешениях и уведомлениях. С принятием этих законов мы смогли: – сократить на 74 процентов число разрешительных документов (с 1115 до 287); – оптимизировать систему госконтроля и внедрить профилактический контроль; – на 56 процентов сократить число требований к бизнесу (с 30540 до 13386); – на 30 процентов сократить контрольные функции (с 544 до 379); – на 50 процентов сократить сроки проверок (с 30 до 15 дней). Приняты меры по систематизации отчетности, утвержден их единый перечень (состоит из 439 видов отчетности). Это оценили и международные институты: в Рейтинге Doing Business Всемирного банка Казахстан в 2019 году по сравнению с 2013 годом поднялся на 51-позицию. В последнем рейтинге, опубликованном в 2020 году, Казахстан занял 25-место. Но, к сожалению, проблем и жалоб меньше не становится. Такая ситуация связана с тем, что дерегулирование бизнеса проводилось зачастую механически, без системного решения проблемных вопросов качества регуляторной политики как таковой. Каждый год госорганы вводят новые требования к бизнесу – при отсутствии определенных базовых условий, когда госрегулирование нужно, когда – нет. Не было систематизированного анализа и учета требований к бизнесу. Ни один госорган не знает их точного количества, единая база данных (реестр) не ведется. Именно поэтому Глава государства Касым-Жомарт Токаев дал поручение о принятии мер по внедрению регулирования «с чистого листа». Во исполнение данного поручения совместно с МНЭ выработаны базовые подходы. Эти подходы закреплены в принятом 30 декабря прошлого года Законе по новой регуляторной политике. Ключевым посылом закона является то, что госрегулирование должно иметь место лишь в случае наличия риска для жизни и здоровья людей, экологии, правопорядка и нравственности. Наряду с этим, введен и принцип «one in — two out», который довольно успешно апробирован за рубежом. Основная суть данного принципа предполагает внедрение одного регуляторного требования взамен двух существующих. Таким образом, при введении регулирующим государственным органом нового требования будут отменяться два действующих в той же области правового регулирования. Более детальная инструкция представлена в актуализированных Правилах проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований, который был утвержден в текущем году. Что касается регуляторной аппеляции, то этим же Законом по новой регуляторной политике Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана (Бизнес-омбудсмен), наделен дополнительной функцией по внесению предложений в Миннацэкономики по пересмотру регуляторных инструментов государственных органов по жалобе предпринимателей и бизнес-ассоциаций. Данный инструмент позволит в наиболее проблемных сферах госрегулирования пересматривать акты госорганов, содержащих неэффективные требования в отношении бизнеса, внедрить институт регуляторной апелляции. К примеру, Санпин в общественном питании, утвержденный Приказом Минздрава 17 февраля 2022 года, был направлен Бизнес-омбудсмен для пересмотра в июле т.г. Потому как принятые правила содержат ряд необоснованных и неэффективных требований и противоречат проводимой политике по регулированию «с чистого листа».
– Что подразумевает принцип «регуляторной гильотины»? Насколько оправдан этот эксперимент в настоящих условиях?
– Законом новой регуляторной политики также предусмотрено ведение с 1 января 2023 года Реестра обязательных требований в сфере предпринимательства. Это также одно из главных новшеств реформы. Мы можем написать отличные законы, но без соответствующего инструментария они не будут работать. Именно поэтому предлагается ввести Реестр обязательных требований. Это будет единая база, содержащая исчерпывающий перечень всех требований к бизнесу. Она также позволит предпринимателю ознакомиться со всей правовой базой ведения бизнеса. Если требование есть в Реестре – то по нему госорган вправе наказывать. В настоящее время регулирующие госорганы совместно с НПП «Атамекен» и представителями бизнеса проводят работу по пересмотру действующих регуляторных актов с которыми непосредственно сталкиваются в своей деятельности. Соответственно бизнес дает свои предложения о необходимости пересмотра или исключения того или иного требования, которое по их мнению «мешает» деятельности. Далее пересмотренные регуляторные акты будут внесены в Реестр обязательных требований. Таким образом, в следующем году заработает принцип «регуляторной гильотины», который предполагает, что предпринимателя невозможно будет привлечь к ответственности, если требование, которое он нарушил не будет содержаться в Реестре обязательных требований.
– Какие меры по совершенствованию общественных отношений, связанных с саморегулированием субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в Республике Казахстан разработаны и функционируют на данный момент?
– Отдельным блоком в вышеотмеченном законе представлено усовершенствование института саморегулирования. Теперь саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии) в сфере предпринимательской или профессиональной деятельности, вводится только при условии функционирования в данной сфере: – саморегулируемых организаций, основанных на добровольном членстве (участии); – и (или) иных некоммерческих организаций с обязательным членством субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности, кроме НПП. СРО основанные на добровольном членстве (участии) будут иметь право согласовывать с регулирующим госорганом разрабатываемые правила и стандарты.
Дина АМИРОВА