12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

В фокусе – детская безопасность

В КАЗАХСТАНЕ СТАРТОВАЛА ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМИТЕТОВ. НОВШЕСТВУ ДАЛИ ГРОМКОЕ НАЗВАНИЕ: «ТРИАДА «ШКОЛА – РОДИТЕЛИ – ОБЩЕСТВО».

Сообщая об этом, директор департамента воспитательной и дополнительной работы Министерства просвещения РК Ерлан Калмаков отметил, что это станет важным направлением в сфере воспитательной работы. И еще он напомнил, что с 2023 года «во всех организациях образования работают Центры педагогической поддержки родителей, созданные в рамках воспитательной программы «Адал Азамат». Их главная задача – усилить диалог между школой и семьей, помочь родителям стать активными участниками процесса воспитания и развития ребенка. За это время вовлеченность родителей в образовательный процесс выросла в три раза. Уже в ноябре планируется проведение первого Республиканского форума родительских комитетов, который станет новой площадкой для укрепления сотрудничества и партнерства в триаде «школа – родители – общество». Министерством просвещения создана рабочая группа по подготовке пакета документов, включающего сценарии проведения общешкольных и районных собраний родительских комитетов, типовые правила их деятельности, примерные планы работы и другие методические материалы. Я не знаю, как реагировать на данное сообщение на фоне другого, которое было опубликовано 13 октября. Заместитель министра внутренних дел Санжар Адилов приводит в нем такие цифры: «139 несовершеннолетних покончили с собой за девять месяцев в Казахстане. У нас за девять месяцев совершено 432 суицида несовершеннолетними, 139 из них оконченных, то есть со смертью, 293 – попытки». Согласно анализу причин суицидов среди несовершеннолетних, проведенному в МВД, сделан вывод, что основной причиной являются ссоры внутри семьи. На основании этих данных внесено представление в Министерство просвещения и Министерство здравоохранения о том, чтобы в рамках обеспечения концепции общественной безопасности вопросы детских суицидов стали приоритетными. Вдумаемся в официальные цифры: несовершеннолетними за девять месяцев совершено 432 суицида. 139 из них оконченных, то есть со смертью, 293 – попытки. Итак, мы потеряли 139 детей. За девять месяцев. Тревожная и по сути страшная реальность. Кризисные явления, назревшие глубокие проблемы в социальной ткани общества говорят об одном – отсутствии конкретных и результативных мер и консолидированных усилий всех институтов воспитания, укрепления взаимосвязей между школой, родителями и обществом. Сколько детей еще должно погибнуть, чтобы общество повернулось лицом к их проблемам? Способна ли так называемая «трансформация родительских комитетов» стать действенным инструментом против таких сложных и многогранных явлений, как суи цидальное поведение подростков и домашнее насилие?

Родительские комитеты существуют во всех школах и классах. Издавна они решали вопросы сборов на «шторы» и на «ремонт класса», поздравление учителей с профессиональными праздниками, подарки учителям, а также организационные моменты, связанные с подготовкой учреждения к новому учебному году, проведением мероприятий, решением хозяйственных проблем. Это не секрет. Хотя согласно положению о работе родительского комитета в казахстанской системе образования данная структура определяется как контролирующий орган, действующий в тесном контакте с администрацией и другими органами общественного управления. В их функции входит создание нормальных условий для организации учебно-воспитательного процесса, организация разъяснительной работы среди родителей, укрепление связи между семьей и учебным заведением. На практике и в нынешней действительности оказалось, что для решения таких глубоких и жизненно важных социально-психологических проблем, как детские суициды и семейное насилие, этих функций явно недостаточно. Они не работают. Ясно, что социальные вызовы казахстанского общества требуют других подходов, учитывая наличие возникших психологических проблем, которые касаются внутрисемейных отношений, семейных конфликтов, буллинга. И особенно сопряженных с детскими суицидами, многофакторностью и сложностью их прогнозирования и профилактики, особенно с возрастным снижением суицидального поведения, неумения взрослых сформировать жизнестойкость и навыки совладания со стрессом, отсутствия системы поддержки семей в трудной жизненной ситуации, организация работы с теми семьями, где выявлены признаки насилия. Ведь главная беда нашего социума – семейно-бытовое насилие – это латентный процесс, в котором потерпевшими выступают в основном женщины и дети. Но при этом значительное количество случаев не фиксируется, поскольку многие жертвы предпочитают не обращаться в официальные органы. Потому что боятся или не хотят «выносить сор из избы». Новые полномочия родительских комитетов должны называть вещи своими именами, не прячась за словами «укрепить, активизировать» и т.п. Создать правовую основу для более чуткого вмешательства в кризисные ситуации семей – осторожно, точечно, тонко, не травмируя детей, чтобы не упустить признаки суицидального поведения, применив грамотные методы профилактики домашнего насилия. Это щепетильные вопросы, которые с наскоку не решить. И даже если это войдет в круг их забот, то будут ли созданы механизмы оперативного реагирования на признаки неблагополучия в семьях учащихся? Это же каждодневная работа – осуществлять социальное посредничество, вести мониторинг ситуации, оказывать первичную поддержку и направлять к специалистам в сложных случаях. И комплексная тоже, чтобы реально укреплять связи между семьей, школой и социальными службами, правоохранительными органами, центрами психологической помощи. Потребовать от каждого педагогического коллектива, учителя, в том числе и от тех учебных учреждений, где произошли трагедии, ответственно выполнять свои воспитательные функции, следить за безопасной средой, активно предотвращая и реагируя на случаи буллинга, дискриминации, других форм психологического насилия в школьной среде, которые являются факторами суицидального поведения. Добровольческий характер деятельности родительских комитетов может приводить к недостаточной профессиональной подготовке его членов в работе со сложными случаями. Поэтому нужны не общие слова, а нормативно-правовое закрепление расширенных полномочий родительских комитетов в области защиты прав детей и профилактики семейного неблагополучия. Нужны образовательные программы, включающие основы возрастной психологии, конфликтологии, распознавания признаков насилия и суицидального поведения. Иначе зачем все это затевать? Ради еще одной «галочки»? Первостепенно важным становится создание реестра служб поддержки – телефонов доверия, кризисных центров, социально-психологических служб, с которыми родительские комитеты могли бы оперативно взаимодействовать. Разработка алгоритмов действий для различных кризисных ситуаций могло бы обеспечить скоординированное реагирование, с мониторингом и оценкой эффективности деятельности трансформированных родительских комитетов и с привлечением независимых экспертов. Следует признать, что в нынешней ситуации лишь реформирования родительских комитетов для кардинального изменения ситуации явно недостаточно. Учитывая глубину проблемы, необходимо создать комплексную государственную программу, включающую совершенствование законодательства, развитие сети социально-психологических служб, внедрение образовательных программ для родителей и педагогов, изменение общественного сознания в отношении проблем психического здоровья и домашнего насилия. Только тогда трансформированные родительские комитеты могут стать важным элементом этой системы, выполняя функции раннего обнаружения проблем, первичной поддержки и связующего звена между семьей и профессиональными службами, чтобы оказывать влияние на ситуацию непосредственно в социальной среде, где возникают проблемы, что особенно ценно в контексте профилактики. Только через интеграцию усилий всех социальных институтов можно создать среду, в которой дети будут реально и прочно защищены от насилия, а подростки смогут получить своевременную помощь в сложных жизненных ситуациях, находя альтернативные пути решения проблем – вместо суицидальных действий. Взрослые должны понять, что во всем этом их прямая вина, и не отгораживаться от проблем, придумывая громкие новшества. Пора реально заняться детьми.

Асия НУРИМБЕТОВА

Праздник «Салбурын» прошел в Актобе

Более 100 спортсменов, среди которых беркутчи, мастера игры в...

Новый центр сервиса появится в Катон-Карагае в рамках программы «Ауыл Аманаты»

В Катон-Карагайском районе ВКО продолжается активная реализация важных проектов...

Объем валовой продукции животноводства в Казахстане достиг 3 трлн тенге

Объем произведенной продукции животноводства полностью обеспечивает потребности внутреннего рынка По...

Келер жылы елімізде тағы бір үлкен спорттық дода өтуі мүмкін

2026 жылы елімізде бокстан студенттер арасында әлем чемпионаты дүбірлі...

Тіл – темір қазығымыз

Тілсіз қоғамның қандай түрі болса да өмір сүре алмайды,...