О том, каковы сегодня роль и потенциал казахстанской модели общественного и межнационального согласия, опыта по выстраиванию межконфессиональных отношений, и их проекция на международную политику, наша газета беседует с Сериком Тураровичем Сейдумановым, академиком НАН РК, генеральным директором Института философии, Политологии и религиоведения.
— Глядя на международные и отечественные СМИ, можно предложить, что тема религиозного мира, выстраивания бесконфликтной модели межконфессиональных отношений, в последние годы, как бы, отошла на второй план основной повестки. Связано ли это, на Ваш взгляд, с объективным снижением ее актуальности? И, вообще, идентичны ли процессы в этой сфере в различных регионах мира?
— В разных регионах и странах восприятие и отношение к религии, развитие религиозного процесса и конкретная религиозная ситуация различны. Можно назвать некие общие тенденции, но и они не универсальны. Проблематика межрелигиозного мира, межконфессиональных отношений, мировоззренческой толерантности, конструирования диалога религий – это специальные области выстраивания государственной политики светски ориентированных государств. Причем, политика межрелигиозного согласия актуальна практически для всех современных государств, особенно многоконфессиональных. Казахстан может рассматриваться как лидер в организации межстранового межрелигиозного диалога — в ближайшее время планируется провести очередной форум лидеров мировых религий в столице. Наряду с инициативами глобального, международного масштабов, Казахстан выстраивает собственную модель межконфессионального согласия: религиозная ситуация постоянно развивается, причем, не все тенденции очевидны, есть скрытые процессы, которые изучаются религиоведами. Казахстан – поликультурное и многоконфессиональное государство. В страновом рейтинге религиозности, интервальные измерения которого проводились в 2008, 2009, 2015 годах, Казахстану отведено 43-е место среди 152 исследуемых стран. Узбекистану − 36-е, России – 50-е, Кыргызстану – 56, Турции – 70-е, Туркменистану – 71-е. Индикатором выступила численность номинально верующего населения, то есть тех респондентов, которые в массовых опросах относят себя к верующим, но при этом могут не посещать религиозные учреждения, не соотносить свой образ жизни с религиозным календарем, не молиться, не соблюдать пост, не общаться с единоверцами. В зарубежном дискурсе о религиозности и в геополитических стратегиях наша страна актуально и перспективно рассматривается как умеренно религиозное государство. Казахстан – серединное государство Евразии, находится в ареале Центральной Азии, где процессы религиозности развиваются динамично и не всегда по векторам позитивного влияния. Существует опасность радикализации по религиозному лекалу, проявляется направленное насаждение религиозности, особенно среди молодых людей. Статистика религиозного процесса и ее учет государственным уполномоченным органом, Комитетом по делам религий, фиксирует численность религиозных объединений в разрезе конфессиональной/деноминационной принадлежности, культовых учреждений, зарубежных миссионеров. В стране зарегистрировано 3834 религиозных объединения, охватывающих 18 конфессий. Из них: 2695 — исламские, 345 — православные, 88 — католические, 592 — протестантские, 60 — Свидетелей Иеговы, 24 — Новоапостольская церковь, 12 — общество сознания Кришны, 7 – иудейские, 6 — бахаи, 2 — буддизм, 2 — церковь Иисуса Христа Святых последнего дня (мормоны), 1 — муниты. Очевидно, что при такой разнообразной религиозной мировоззренческой палитре одним из условий сохранения бесконфликтного развития выступает эффективная модель светскости, которая постоянно совершенствуется.
— Последние годы, особенно месяцы, в мире идет усложнение геополитических процессов. Конфликтный потенциал лежит не в конфессиональной плоскости, а, скорее, в геополитических амбициях. Но, может ли межконфессиональный диалог вносить вклад в выработку моделей мирного сосуществования государств и народов?
— Да, мировой порядок подвергается сегодня сомнению. До сегодняшнего дня одним из поводов международных конфликтов являлись различия конфессионального характера. Например, после террористических актов в США 11 сентября 2001 года мир пережил своеобразное «столкновение цивилизаций», о котором писал американский политолог Хантингтон, когда Запад пошел с «новым крестовым походом» на мир ислама, полагая в нем истоки терроризма и экстремизма. Операция по борьбе с ИГИЛ на Ближнем Востоке, уход американцев из Афганистана, миграционный кризис в Европе из-за широкого потока беженцев из мусульманских стран, вместе с реальной борьбой с религиозным экстремизмом, надолго дестабилизировали взаимодействие стран и народов с разными культурно-цивилизационными и религиозными идентичностями. Но, постепенно, благодаря широкой разъяснительной просветительской деятельности религиозных авторитетов и ученых-экспертов, удалось купировать развернувшуюся по всему миру исламофобию. Мы наблюдаем глобальное противостояние между ведущими центрами силы по вопросу о характере мировой системы, принципах организации международного порядка, справедливого распределения общественных богатств между странами и народами. В атмосфере хрупкого международного порядка, ситуации «новой нормальности», значение негосударственных акторов возрастает. Одним из весомых негосударственных авторитетов, обладающих большим влиянием на взгляды людей, являются религиозные деятели. Несмотря, в целом, на доминирующие процессы секуляризации общественного сознания в развитом мире, попытки архаизации социума и использования агрессии как инструмента реализации политических проектов отдельными группами людей и даже в политике целых государств, получают широкое распространение. В данной ситуации межконфессиональный диалог сохраняет свою актуальность как технология «мягкого миростроительства». В этом плане, как известно, Казахстан давно зарекомендовал себя в качестве миротворческой площадки. Отказ от ядерного оружия, инициативы по посредничеству в Сирийском конфликте, уникальное предложение нашей страны по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии высоко оценивается мировым сообществом. В этом ряду — регулярное проведение в столице нашей родины съездов лидеров мировых и традиционных религий является своеобразной визитной карточкой нашего государства в этом вопросе. Предстоящий визит Папы Римского Франциска в Казахстан, и его возможная встреча с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, епископом Русской православной церкви, является знаковым событием не только само по себе при обсуждении вопросов межконфессионального взаимодействия, но и в аспекте сохранения глобального мира. В частности, имеющий место на сегодняшний день конфликт Запада с Россией имеет, безусловно, и духовное, ментальное измерение. Полагаю, что обсуждение различных подходов лидеров католического и православного христианства в вопросах современного мироустройства является чрезвычайно важным. Многоконфессиональный Казахстан может сыграть значимую роль как страна с гармоничной и стабильной внутренней политикой, в которой благополучно и мирно уживаются представители различных наций и народностей с различными типами вероисповеданий. Можно сказать, что наша страна является образцом гармоничного глобального, многообразного мира. Полагаю, что данная инициатива встречи является свидетельством высокой политической ответственности нашего руководства в непростых условиях противоречивого мирового порядка.
— Насколько востребованным в этом смысле является опыт съездов мировых религий, инициированных и многократно проводимых в Казахстане?
— Акцент конфликтогенности в современном мире сместился, ее уровень возрос. Но, важно не только фиксировать нарастание конфликтогенного потенциала, но и находить формы и механизмы снижения уровня конфликтогенности. У религии сегодня по-прежнему имеются возможности для этого. Значимость съездов лидеров мировых и традиционных религий, уже в седьмой раз проводимых в Казахстане, в том и заключается, что на этой диалоговой площадке, в атмосфере взаимопонимания, вырабатываются механизмы практического воплощения позитивных возможностей религии в поддержании и укреплении мира. Религиозные лидеры приезжают к нам из самых разных регионов мира. За ними стоят народы многих стран: ведь они, так или иначе связаны с главами государств, имеют возможность оказывать на них влияние. Так что лидеры мировых и традиционных религий участвуют в съездах, проводимых в Казахстане, не сами по себе, и представляют не только те или иные религии, но и выражают интересы разных стран и народов, а также государственные интересы. Все это делает съезды весомым фактором современной геополитики, вносит существенных вклад в формирование мирного сосуществования. Другое дело, насколько эти возможности будут реализованы самими лидерами, политиками, культурной и научной элитой стран. Но, не воспользоваться существующим духовным, нравственным и деятельным потенциалом религий было бы непростительно. Сама тематика предстоящего съезда — «Роль лидеров мировых и традиционных религий в духовном и социальном развитии человечества в постпандемический период» подвигает его участников на выработку и формулирование форм и способов снижения уровня противостояния субъектов современной международной политики, агрессивности геополитических решений и действий. Мировой отклик на предыдущие съезды положителен; лидеры различных религиозных объединений в периоды между этими форумами воспроизводят и тиражируют идеи, выраженные в итоговых документах съездов. Мы привыкли к тому, что религия соотносится с нравственным и духовным импульсом, придающим человеку и сообществам силы сохранять человечность, милосердие и способность к жертвенности во имя идеалов гуманизма и всеобщего мира. Надеемся, что лучшие традиции предыдущих съездов лидеров мировых и традиционных религий будут сохранены и приумножены уважаемыми участниками VII съезда, и он будет проведен на высоком организационном, содержательном и главное — результативном уровне.
Игорь МИХАЙЛОВ