Принятое гражданами Казахстана на предстоящем референдуме решение окажет влияние на дальнейшее развитие нашего государства и определит перспективы политических реформ, инициированных Президентом страны.
Мнением о том, почему важно принять участие в референдуме, на площадке Службы центральных коммуникаций поделились члены рабочей группы по подготовке предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию —
ректор Академии правосудия при Верховном суде Зауреш Баймолдина и руководитель Аппарата Конституционного совета Бахыт Нурмуханов.
Зауреш Баймолдина считает, что изменения в Конституцию — это не просто политические преобразования, это расширение полномочий самого народа.
-Я думаю, что все это направлено не просто на политическую модернизацию общества, а в конечном итоге на то, чтобы расширить участие населения в управлении делами государства. И, соответственно, референдум в данном случае, который предстоит 5 июня, дает возможность народу путем собственного волеизъявления определить, как решить наиболее значимые общегосударственные задачи, в том числе и задачи политического характера, — подчеркнула ректор Академии правосудия.
По ее словам, проект закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию» нацелен на трансформацию политической системы страны, усиление правозащитных институтов и механизмов и в целом на обновление всей экономической, социальной и культурной жизни общества.
-Я думаю, что референдум необходим для того, чтобы каждый почувствовал сопричастность к тем изменениям, которые в конечном итоге приведут к лучшему будущему. Мы должны решать вопрос о том, как будем двигаться дальше. Хотим ли мы обновления государственного устройства, хотим ли обновления всех сторон общественной жизни и двигаться вперед, — сказала Зауреш Баймолдина.
Тему перехода Казахстана на новый этап своего развития продолжил руководитель Аппарата Конституционного совета РК Бахыт Нурмуханов.
-В этом году Глава государства в Послании народу Казахстана представил масштабную программу политической модернизации. Пятого июня будет решена судьба законопроекта, разработанного специальной рабочей группой, — подчеркнул эксперт.
По его словам, проведение референдума — это самый демократичный путь, сложившийся в мировой практике. При этом он отметил широкое распространение института референдума.
-Вообще, республиканский референдум, или плебесцит, в переводе с латинского означает «решение народа». С ХІХ века, например, в Швейцарии было проведено более 500 референдумов. Эти референдумы включают законопроекты, конституционные изменения, территориальные изменения страны, другие важные вопросы. Цель здесь одна — принятие судьбоносных государственных решений при непосредственном участии населения, — рассказал Бахыт Нурмуханов.
Говоря о практике Казахстана, он напомнил, что референдум в нашей стране ранее проводился дважды. При этом, по его словам, три предыдущие конституционные реформы осуществлялись через Парламент.
-Судьбу государственно значимых изменений граждане Казахстана решат сами. На этот раз был выбран путь референдума. В результате изменений в Конституцию происходят большие изменения в законотворческом процессе, который в дальнейшем будет разворачиваться в Мажилисе. А Сенат будет иметь право только одобрять или отклонять законы, принятые Мажилисом. Это международная практика, новые процедуры разрешения разногласий между палатами, — подчеркнул эксперт.
Следующий масштабный блок реформ — это переход от формы суперпрезидентского управления к классической президентской системе управления. Данная мера, на его взгляд, может привести к появлению на политической арене новых политических сил и новых депутатов в представительных органах.
-Работу, проводимую в этом направлении, следует систематически рассматривать и другими мерами, указанными в Послании. Сейчас в проекте указано, что Президент выйдет из состава политической партии. В дальнейшем пребывание в политической партии будет запрещено не только президентам, но и акимам, их заместителям. Касым-Жомарт Токаев добровольно вышел из партии, не дожидаясь конституционной реформы. Это увеличивает политическую конкуренцию. Ведь, как известно, в будущем будут внесены изменения и в Закон «О политических партиях». Порядок создания политической партии значительно упрощается. В настоящее время поступило более 30 обращений о создании новых партий, — считает спикер.
Как подчеркнул Бахыт Нурмуханов, одним из значимых изменений в области верховенства права является создание Конституционного суда.
Он уточнил, что Конституционный суд широко распространен в странах Европы, Латинской Америки, Африки и СНГ и в настоящее время работает более чем в 70 странах мира.
Эксперт считает, что создание Конституционного суда в Казахстане — веление времени.
-В соответствии с действующей Конституцией от 1995 года был создан Конституционный совет, который за 27 лет в рамках своих полномочий внес большой вклад в области закрепления принципов правового государства. Однако появляются новые требования. К Конституционному суду теперь могут обращаться граждане, юридические лица и другие представители общественности. Это большая особенность. Данное изменение следует рассматривать как одну из форм внедрения концепции «слышащего государства». В целом Конституционный суд начнет работать с начала следующего года. Каждый гражданин Казахстана при разрешении определенного спора имеет право обратиться непосредственно в Конституционный суд в случае наличия сомнений в соответствии закона и иного нормативно-правового акта, — сказал Бахыт Нурмуханов.
Он также добавил, что граждане могут обратиться в Конституционный суд непосредственно сами или через омбудсмена, Генерального прокурора, а также через общие суды.
Линара САКТАГАНОВА