Внедрение системы E-апостиль в Казахстане стало новым и важным шагом в развитии цифрового правительства, кардинально изменив процесс легализации документов для казахстанцев, в том числе и для жителей г. Шымкента.
овведение дало возможность горожанам оформлять апостиль в дистанционном режиме, что превратило сложную бюрократическую процедуру в удобный и быстрый онлайн-сервис, который теперь доступен из любой точки мира. Жителям города сотрудники подразделений Министерства юстиции разъясняют, что электронный апостиль (e-Apostille) является цифровым аналогом, подтверждающим подлинность официального документа, при необходимости его предъявления в других странах. Цифровизация легализации документов является общемировой тенденцией, инициированной конференцией в Гааге по международному частному праву (HCCH). На сегодняшний день к использованию e-Apostille приступили 58 государств, включая Украину, Сингапур и теперь Казахстан. Это означает, что казахстанский электронный апостиль будет признан в этих странах, а его проверка может быть легко осуществлена через международные реестры. Следуя этой глобальной тенденции, Казахстан теперь тоже внедрил эту систему, которая отныне функционирует через портал электронного правительства egov.kz. Эта цифровая инновация особенно важна для тех жителей Шымкента (студенты, предприниматели и др.), кто намеревается выехать на учебу в зарубежные учебные заведения, или работают в сфере бизнеса в международном сегменте. Новшество дает возможность, минуя географические границы, не выезжая за пределы города или страны, быстро и законно подготовить необходимые документы, чтобы представить их в иностранные учреждения. В чем принцип работы E-апостиля? Процесс получения услуги максимально упрощен и состоит из трех ключевых шагов. На начальном этапе гражданин авторизуется на портале с помощью ЭЦП или SMS-пароля и заполняет электронное заявление, прикрепляя сканированную копию документа. Затем следуют обработка и проверка подлинности подписи и печати на документе, а также его соответствия международным требованиям. И наконец, наступает момент получения результата: уполномоченное лицо формирует электронный апостиль в формате PDF, заверенный ЭЦП и уже готовый документ поступает в личный кабинет заявителя на портале. Получатели Е-апостиля отмечают его преимущества: доступность и скорость – услуга доступна в круглосуточном режиме, из любой точки мира, а обработка заявления занимает всего один рабочий день. Плюсы и в том, что использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) и возможность проверить подлинность апостиля через специальный реестр на портале минимизируют риск подделки. И что немаловажно, данная система полностью исключает необходимость личного посещения госорганов, сокращает бумажный документооборот и опять-таки минимизирует влияние человеческого фактора. Бесспорно и то, что внедрение системы E-апостиль стало еще одним наглядным примером того, как цифровые технологии служат интересам граждан, делая взаимодействие с государством более простым, прозрачным и эффективным. Для жителей Шымкента и всего Казахстана это не просто техническое обновление, а реальное расширение возможностей, которое открывает новые горизонты для международного образования, бизнеса и личного развития.
Омар КУАНДЫК


