Согласно Конституции Республики Казахстан в нашей республике существуют законодательная, исполнительная и судебная ветви государственной власти.
Одной из основополагающих сторон Конституции является правовое обеспечение баланса интересов между ветвями государственной власти, не допускающего в определенных ситуациях неоправданного усиления одной из них, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви государственной власти самостоятельны, но в то же время взаимодействуют между собой и осуществляют свои функции в рамках предоставленных Конституцией полномочий.
Основным Законом нашей республики установлено, что правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом, в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом.
Осуществление судебной власти производится посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Судами Республики являются Верховный Суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом.
Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Она распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.
Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики. Неисполнение судебных актов и требований судьи влечет установленную законом ответственность.
При этом, в поддержку независимости судебной ветви власти запрещается издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам.
Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти.
Обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами.
Самостоятельность судебной ветви власти гарантирует каждому судебную защиту от любых неправомерных решений и действий государственных органов, организаций, должностных и иных лиц, ущемляющих или ограничивающих права, свободы и законные интересы, предусмотренные Конституцией и законами республики.
Соответственно никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным, независимым и беспристрастным судом.
Прерогативой судов является, то обстоятельство, что при отправлении правосудия суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным.
Возможность действия самостоятельности судебной ветви власти проявляется в закрепленном Конституцией и конституционным законом «О судебной системе и статусе судей» неукоснительном правиле, что судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону, при этом не допускается принятие законов или иных нормативных правовых актов, умаляющих статус и независимость судей.
Поэтому, какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны. Обращения по судебным делам, поданные вопреки установленному порядку судопроизводства, а также по вопросам, не входящим в компетенцию суда, оставляются судом без рассмотрения или направляются в соответствующие органы.
Проявление неуважения к суду или судье влечет установленную законом ответственность.
Г.Ж. Оспанова,Судья Глубоковского районного суда