Нередки случаи, когда административный акт или административное действие (бездействие), вынесенное или совершенное в отношении определенного лица (физического или юридического), в процессе его обжалования (оспаривания) может затрагивать права и интересы других лиц. В таком случае, такие лица могут быть признаны заинтересованными лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК) участниками административного процесса являются истец, ответчик, заинтересованное лицо и прокурор.
В статье 30 АППК данное понятие заинтересованного лица, которым признается лицо, чьи права, свободы и законные интересы затрагиваются или могут быть затронуты судебным актом.
Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение и разрешение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне истца или ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права, обязанности и законные интересы. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле по инициативе суда или по ходатайству участников административного процесса.
Заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца или ответчика, за исключением права на изменение основания или предмета иска, отзыв иска, признание иска или заключение соглашения о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры. Соответственно, АППК предусмотрел для заинтересованного лица право знакомиться с материалами административного дела, знать сущность иска; возражать против иска, делать выписки из них и снимать копии; представлять доказательства и участвовать в их исследовании; задавать вопросы другим участникам административного процесса, свидетелям, экспертам и специалистам; давать устные и письменные объяснения, показания и приводить доводы по предъявленному иску; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе административного судопроизводства вопросам; заявлять ходатайства и отводы, давать показания, объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам; пользоваться бесплатной помощью переводчика, иметь представителя; знать о принятых решениях, затрагивающих его интересы, и получать копии процессуальных решений, относящихся к заявленному иску; участвовать в рассмотрении административного дела в любой судебной инстанции; возражать против ходатайств и доводов других участников административного процесса; выступать в судебных прениях, подавать жалобы на судебные акты; знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания; знать о принесенных по административному делу жалобах, ходатайствах и протестах прокурора и подавать на них возражения; участвовать в судебном рассмотрении заявленных жалоб, ходатайств и протестов прокурора.
Вопрос о привлечении лица в качестве заинтересованного лица в процессе подготовки решается путем вынесения определения, а в ходе судебного разбирательства — с занесением в протокол судебного заседания.
К примеру, при обжаловании действий (бездействия) судебных исполнителей сторонами исполнительного производства, другая сторона исполнительного производства, в зависимости от того, должником или взыскателем подан административный иск, в обязательном порядке должна быть привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
При оспаривании протокола об итогах государственных закупок потенциальным поставщиком, заявка которого была отклонена, в качестве заинтересованных лиц привлекаются лицо, признанное победителем государственных закупок либо лицо, с которым был заключен договор о государственных закупках.
При рассмотрении административных дел имеют место случаи, когда участники административного процесса заявляют ходатайство о привлечении в качестве заинтересованного лица лицо, пояснениями которого могут подтвердить либо опровергнуть то или иное обстоятельство. Однако данная позиция сторон представляется неверной, поскольку нормы АППК и Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан предусматривают порядок доказывания с учетом положений статьи 129 АППК. К примеру, истец просил привлечь в качестве заинтересованного лица предыдущего представителя в обоснование уважительности причин пропуска срока на подачу административного иска. Суд, отказав в удовлетворении данного ходатайства, разъяснил право истца допросить данное лицо в качестве свидетеля.
Таким образом, правильное определение круга участников процесса способствует осуществлению административного судопроизводства в целях справедливого, беспристрастного и своевременного разрешение административных дел с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц в публично-правовых отношениях.
Заппарова Г.Р., Судья Специализированного межрайонного административного суда г.Алматы