ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЗАМЕТНО ПРЕОБРАЗИЛАСЬ, СТАВ НЕ ПРОСТО ОТКРЫТОЙ, ПРОЗРАЧНОЙ И ПОНЯТНОЙ ДЛЯ ПРОСТЫХ ГРАЖДАН, НО И УНИКАЛЬНОЙ В ПРИМЕНЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ, ПРИЗВАННЫХ ПОМОГАТЬ СУДЬЯМ ВЫНОСИТЬ СПРАВЕДЛИВЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ.
Данным изменениям способствовало множество ключевых факторов – от этапов цифровой трансформации до автоматизированных систем анализа данных, которые существенно облегчили процедуры подачи исков в суд и саму возможность участия на заседаниях без отрыва от основных дел. Несмотря на положительные реформы, вопросов у обывателей остается очень много. Например, что обеспечивает эффективность правосудия, ведь судьи продолжают нести огромную нагрузку на своих плечах, от чего страдает и качество вынесенных решений, и подход в рассмотрении важных дел? Какие еще существуют неизвестные многим автоматизированные технологии, используемые в судопроизводстве и упрощающие жизнь гражданам? Увеличилась ли роль медиации в разрешении гражданско-правовых споров? И почему именно суды стоят на страже правовых свобод и интересов каждого казахстанца, редакции «ЮГ» рассказал председатель Павлодарского областного суда Серик ТОЛЕГЕНОВ.
– Серик Кенесович, в своем недавнем Послании «Казахстан в эпоху искусственного интеллекта: актуальные задачи и их решения через цифровую транформацию» Глава государства говорил о начале нового технологического уклада республики. И одну из ключевых ролей здесь играет судебная система. Какие современные технологии используются вами сегодня в судопроизводстве?
– Послание Президента народу Казахстана посвящено цифровой трансформации и экономомическому развитию страны. Как отметил Касым-Жомарт Токаев, «Стремительное развитие искусственного интеллекта уже влияет на мировоззрение и поведение людей, особенно молодежи. Иной альтернативы нет, поскольку данный процесс кардинально меняет миропорядок и образ жизни всего человечества. Мы должны быть готовы к этому. Нужно действовать решительно, промедление чревато самыми тяжелыми последствиями». В веке высоких технологий, мы становимся очевидцами происходящей информационно-технологической революции в судебной системе Казахстана. Переход на новые, инновационные технологии в учете и контроле, приеме электронных исков, использование СМС-уведомлений, современные средства видеосвязи и компьютерной техники экономят ресурсы и время, существенно облегчают работу судей, секретарей судебных заседаний и специалистов судов, а самое главное – облегчают доступность к правосудию и обеспечивают его эффективность и прозрачность. Наиболее приоритетным направлением работы является широкое применение информационных технологий, дальнейшая автоматизация и информатизация дея тельности судов. Современные информационные технологии внедрены во всех судах, на всех этапах судебной деятельности, начиная от приема документов, судебного разбирательства до выдачи судебных актов и выписки исполнительного листа. При этом совершенствуются удобные, простые и понятные для населения инструменты, при помощи которых можно без проблем контактировать с судами в любое удобное время. Проводимые мероприятия, реализованные в рамках программы «Цифровой Казахстан», помогли повысить эффективность и прозрачность судебной системы, качество отправления правосудия, дали возможность быстрого рассмотрения дел, где сторонами являлись не только граждане Республики Казахстана, но и граждане ближнего и дальнего зарубежья. Сегодня суды полностью перешли на электронный формат работы. Это подача исков через «Судебный кабинет», ведение электронных дел, автоматизированные системы учета, а также онлайн-ознакомление с материалами. Активно применяются видеоконференц-заседания. Все эти инструменты снижают бюрократию и ускоряют рассмотрение дел. На современном этапе в судопроизводстве используются такие технологии, как Автоматизированная информационно-аналитическая система «Төрелік» – позволяет вести автоматизированный учет и контроль соблюдения сроков при регистрации, рассмотрений исковых заявлений, жалоб, то есть данная система полностью автоматизировала процесс документооборота и судопроизводства в судах. Сервис «Судебный кабинет» – это единое окно доступа к сервисам судов Республики Казахстан в электронном виде. Он создан для снижения бюрократических барьеров, экономит время и средства граждан, в любое удобное для них время, не выходя из дома, офиса через интернет можно отправить заявление (обращение), жалобу и ходатайство в электронном виде, оплатить государственную пошлину в онлайн-режиме, просмотреть судебный документ, статус дела и распечатать судебный акт, а также контролировать процессуальные сроки. В Павлодарской области залы судебных заседаний на 100 процентов оснащены современным оборудованием системой «аудио-видеозаписи судебных заседаний» (АВФ), системой «видеоконференцсвязи». Участники судебного заседания могут принять участие и в онлайн-формате. Электронные дела. Особенности электронного формата состоят в том, что информационная система хранит материалы дел в цифровом виде и имеет высокий уровень безопасности. Данное новшество позволяет в полной мере обеспечить прозрачность взаимоотношений судебной системы, правоохранительных органов и населения области. Все процессуальные документы имеются в электронной карточке. Телеграмм Бот – электронные мессенджеры telegram bot в судах предназначены для эффективной работы в сфере судопроизводства и делопроизводства, а также для быстрого реагирования на обращения граждан. Посредством мессенджера telegram bot люди могут задать интересующие их вопросы и получить своевременные ответы. Роботизация. С 2021 в судах нашей страны внедрена роботизация бизнес-процесса по санкционированию постановления судебного исполнителя об ограничении выезда гражданина за пределы Казахстана и роботизация бизнес-процесса по регистрации и рассмотрению электронных заявлений о вынесении судебного приказа о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанных с установлением отцовства (материнства) или необходимостью привлечения третьих лиц. Роботизированная система без участия человека позволит проверять полноту поступивших электронных материалов на санкционирование, сроки надлежащего извещения должника о применении временного ограничения. О востребованности IТ-сервисов сказал в своем Послании и Президент страны. Высокую оценку новым передовым стандартам судебного администрирования Казахстана дал Луис Мария Пальма, президент Международной ассоциации судебного администрирования (IACA), который в целях изучения опыта Казахстана по судебному администрированию 22 июля 2023 года принял участие на заседании круглого стола в Верховном Суде РК – «Судебное администрирование для независимого правосудия: мировые стандарты и лучшие практики». Как известно, с вступлением в действие Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан внедрена единая информационная система для всех обращений граждан Е-өтініш, которая рассматривается в рамках данного Кодекса. Эта система регулирует отношения между гражданами и государственными органами. Система Е-өтініш используется для обжалования не только решений, но и бездействий административных органов в установленные сроки, что является важным нововведением АППК. То есть указанная система стала ключевым инструментом реализации положений нового кодекса, обеспечивая цифровую среду для административных процедур и судебной защиты прав, основанной на принципах АППК.
– Одна из главных проблем современного правосудия – высокая нагрузка на судей. Причем реформы, как отмечают некоторые аналитики, не решают накопившихся проблем, ведь с каждым годом количество исков только увеличивается. Мировая практика показала, что подобные проблемы решаются с помощью ИИ. Как вы считаете, возможно ли такое, что со временем у нас в Казахстане будут внедрены «умные суды» с использованием ИИ, например, как в Китае?
– Потенциал для внедрения элементов ИИ существует. Мировой опыт показывает, что искусственный интеллект способен анализировать большие массивы данных, систематизировать судебную практику, готовить проекты документов и экономить время судей. Но полностью автоматизированного «суда ИИ» нет нигде – даже в Китае решения остаются за человеком. В Казахстане возможна постепенная интеграция ИИ, но с обязательным учетом правовых и этических ограничений. Опыт Китая, где электронный помощник судьи был размещен во все базы в интернете, показал, что ИИ стал фантазировать. Он может быть помощником, но не может заменить судью, так как решение будет принимать человек. Главным принципом должна оставаться формула: «человек принимает решение, ИИ помогает». Нужны правила прозрачности алгоритмов, обязательные проверки ИИ-систем, защита персональных данных, а также механизм обжалования решений, где ИИ применялся в подготовке материалов. То есть искусственный интеллект может быть инструментом, но не самостоятельным субъектом правосудия.
– Поговорим о Совете по взаимодействию с судами Павлодарской области. Не могли бы вы рассказать о преимуществах данного Совета и какие важные вопросы в нем решаются?
– Совет по взаимодействию с судами является консультативно-совещательным органом при областном и приравненном к нему суде и осуществляет свою деятельность на общественных началах. Правовая основа деятельности Совета определяется Конституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», Законом «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» и Положением. Совет создается в целях: 1. Оценки морально-нравственных качеств кандидатов на должность судьи. 2. Привлечения граждан и общественных объединений к участию в процедурах отбора кандидатов на должность судьи. Деятельность Совета основывается на принципах гласности, добровольности, добросовестности, безвозмездности и равной ответственности членов Совета за принимаемые решения. Состав Совета формируется на добровольной основе из числа авторитетных представителей местной общественности – профсоюзов, этнокультурных и иных общественных объединений, некоммерческих организаций, предпринимательских союзов и ассоциаций, а также ветеранов, видных общественных деятелей, судей в отставке. Совет вправе: – запрашивать из компетентных органов и организаций соответствующие материалы, характеризующие кандидата на должность судьи и иную информацию, позволяющую определить его морально-нравственный облик; – рассматривать заявления, жалобы в отношении кандидата на должность судьи с момента подачи кандидатом заявления о прохождении стажировки. По результатам заседания Совет выносит заключение о положительной или отрицательной оценке морально-нравственных качеств кандидата на должность судьи. Заключения Совета должны быть мотивированными и носят рекомендательный характер. Информация о деятельности Совета размещается на интернет-ресурсах областных судов, а также предоставляется средствам массовой информации и заинтересованным организациям.
– С момента внедрения медиация (судебная) значительно разгружала судей и всю судебную систему. Однако в последнее время в большинстве своем участники судебных тяжб не проявляют желания мириться. Насколько эффективно сегодня работает этот институт в Павлодарской области?
– 28 января 2011 года принят Закон Республики Казахстан «О медиации». Медиация (от англ. mediation – посредничество) по своей сути означает содействие третьей незаинтересованной стороны двум или более сторонам в поисках соглашения в спорной или конфликтной ситуации. Основной задачей Закона является создание для граждан и юридических лиц правовой основы для разрешения возникшего спора (конфликта), в том числе и без обращения в соответствующие государственные органы. Кроме того, Закон направлен на организацию деятельности лиц, участвующих в урегулировании конфликтных ситуаций (медиаторов), а также порядок проведения примирительной процедуры. Целью медиации является достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны медиации и снижение уровня конфликтности сторон (ст. 3 Закона). Закон предписывает, чтобы при проведении медиации соблюдались следующие принципы: – добровольность; – равноправие сторон медиации; – независимость и беспристрастность медиатора; – недопустимость вмешательства в процедуру медиации; – конфиденциальность. Законом предусмотрено, что медиация при урегулировании споров, возникающих из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, может быть применена как до обращения сторон в суд, так и после начала судебного разбирательства. Соглашение об урегулировании спора, достигнутое сторонами при проведении медиации в ходе гражданского процесса, незамедлительно направляется судье, в производстве которого находится гражданское дело, и оно утверждается судом в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан. В связи с принятием Закона в Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, а также в Кодекс об административных правонарушениях внесены дополнения, указывающие на возможность осуществления процедуры медиации на стадии судебного разбирательства. Согласно этим дополнениям соглашение, заключенное в рамках процедуры медиации в ходе гражданского процесса, приравнивается к мировому соглашению, и функции суда по его утверждению аналогичны функциям суда по утверждению мирового соглашения. Одинаково решается вопрос и об ответственности сторон за неисполнение соглашения или ненадлежащее его исполнение. 10 июня 2020 года Президентом Республики Казахстан подписан Закон №342-VI, который направлен на оптимизацию гражданского процесса, рациональный подход к его организации, а также реализацию задач по повышению доверия населения к судебной системе. Данным Законом в Гражданский процессуальный кодекс внедрены современные форматы работы, сокращение излишних процедур, предусмотрена активная роль судьи и повышение эффективности примирительных процедур на стадии судебного разбирательства. Примирительные процедуры имеют огромное значение для судопроизводства, поскольку помогают значительно снизить суды от нагрузки, а также позволяют судам качественно отправлять правосудие по сложным спорам. Примирительная процедура позволяет участникам конфликта в более короткие сроки принять решение по спору, избежать судебного разбирательства, сократить судебные издержки, восстановить и сохранить взаимоотношения. Поэтому, считаю, примирительные процедуры вносят некоторую лепту в снятие социальной напряженности в стране. Следует отметить, что до официального принятия данного закона об оптимизации гражданского процесса, во всех судах республики несколько лет активно действовал пилотный проект «Примирительные процедуры в суде». Именно он позволил выработать четкий алгоритм действий судьи при проведении примирительных процедур. Так, в целях качественного проведения примирительных процедур сроки принятия иска к производству суда и возбуждения гражданского дела увеличены с пяти до десяти рабочих дней со дня его поступления. О результатах проведения примирительных процедур указывается в определении суда о принятии либо об отказе в принятии иска. Примирительные процедуры при принятии иска к производству суда проводятся судьей по правилам, предусмотренным главой 17 Кодекса, регулирующей способы примирения сторон и процедуру примирения. Суд (судья) принимает меры к примирению сторон, содействует им в урегулировании спора на всех стадиях процесса, направляя сторонам приглашение для участия в примирительной процедуре. В приглашении стороны извещаются о поступлении иска в суд с разъяснением права разрешить спор (конфликт) в рамках примирительной процедуры (мировое соглашение, медиация, партисипативная процедура), преимуществах примирения, а также о праве взаимно раскрыть и представить доказательства по делу. В случае недостижения примирения в порядке медиации судья-примиритель передает иск на перераспределение (ч. 3 ст. 179 ГПК). Если говорить об эффективности примирительных процедур на стадии судебного рассмотрения, то предлагаю обратиться к статистике за последнюю пару лет. При этом следует выделять категории дел, по которым возможно окончить спор за примирением сторон, так называемые «медиабельные» споры. Как правило, к категориям медиабельных следует относить споры, возникающие из гражданских, трудовых, семейных отношений, в сфере договорных обязательств, жилищных земельных правоотношений, а также по спорам о возмещении вреда. Так, в 2024 году судами Павлодарской области окончено 8 582 медиабельных дела, из которых 4 117 дел или 47,97 процента окончены в связи с заключением сторонами медиативных, мировых и партисипативных соглашений. Также отдельно выделяются случаи возвращения или оставления исков без рассмотрения в связи с примирением сторон по 153 делам. Если посмотреть статистику за десять месяцев 2025 года, то можно наблюдать практически увеличение дел, оконченных миром, а именно поступило 4 150 дел (или 46,4 процента) из 8 943 медиабельных дел. Приведенная статистика свидетельствует о стабильном уровне примирительных процедур в судах области. Следует отметить, что наиболее высокие показатели примирения значатся по спорам в сфере договорных обязательств, государственных закупок и спорам о возмещении вреда, поскольку эти категории являются основными для судов, специализирующихся на рассмотрении гражданских дел. Стабильный уровень дел, оконченных вследствие примирительных процедур, говорит о нескольких ключевых тенденциях в судебной системе: 1. Институт примирительных процедур остается востребованным, несмотря на изменения в обществе и количество обращений в суд. Стороны все еще видят в примирении реальный инструмент разрешения спора. 2. Судебная система поддерживает и стимулирует примирение путем разъяснений преимущества мирного урегулирования спора. Такой уровень примирения показывает, что суды не формально, а реально используют механизм примирительных процедур. 3. Сохраняется доверие населения к проводимым судебными органами процедурам примирения. В частности, судьи разъясняют населению, что примирение быстрее, дешевле, а также сохраняются добрые отношения. 4. Имеется потенциал развития примирительных процедур. В целом медиация остается важным инструментом разгрузки судов. В Павлодарской области она показывает стабильный эффект: ежегодно тысячи дел заканчиваются примирением сторон без вынесения решения суда. Это существенно экономит ресурсы и время участников процесса. Однако в ряде категорий споров стороны действительно стали реже соглашаться на мирное урегулирование. Поэтому требуется дальнейшая популяризация медиации и повышение доверия к этому институту.
– Благодарю за содержательную беседу.
Беседовал Бахтияр ТОХТАХУНОВ


