В результате аварии на железной дороге в Иртыш попали шесть вагонов со 133 тоннами медно-цинковой руды и 272 тоннами отвального шлака медеплавильного производства. Защита экологии и охрана окружающей среды — в приоритете задач государства. Экологи оперативно отреагировали на ЧП. Что показало расследование?
Река Иртыш — трансграничная река, пересекающая территорию трех государств — Китая, Казахстана, России. По берегам Иртыша, расположенного в Казахстане, находятся предприятия горно-металлургического комплекса и теплоэнергетики. К экологическим проблемам реки Иртыш относится загрязнение промышленными и бытовыми отходами.
Но особо опасны для реки токсичные вещества предприятий-загрязнителей. И в случае их аварийного попадания в воду необходима быстрая реакция и реагирование со стороны государственных органов. В апреле этого года в результате аварии на железной дороге в Иртыш попали два железнодорожных вагона с медно-цинковой рудой общим весом 133 тонны и четыре вагона с 272 тоннами отвального шлака медеплавильного производства!
ЧП произошло на железнодорожном мосту участка Оскемен — Кумыстау (на 75-м километре перегона Таусамалы — Кумыстау) при следовании поезда №3153. По факту загрязнения реки Иртыш вследствие схода с рельсов 18 грузовых вагонов экологи начали срочную внеплановую проверку.
Следует отметить, что замеры технических параметров затонувших вагонов не проводились из-за отсутствия у перевозчика технических средств для их поднятия из реки (глубина — 16,7 метра). В настоящее время линейным отделом полиции Департамента полиции ВКО МВД РК по факту железнодорожной аварии, повлекшей загрязнение реки Иртыш, возбуждено уголовное дело.
-Для расследования причин крушения приказом министра индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбека Ускенбаева была создана комиссия из числа высококвалифицированных специалистов. 4 мая Департаментом экологии Восточно-Казахстанской области внеплановая проверка в отношении филиала ТОО «КТЖ — Грузовые перевозки» — «Семейское отделение ГП», которая проводилась на основании требования транспортной прокуратуры ВКО, была завершена. Департамент экологии официально известил филиал ТОО «КТЖ — Грузовые перевозки» —
«Семейское отделение ГП» о необходимости в месячный срок разработать и согласовать с Департаментом экологии программу ремедиации, — сообщили в департаменте.
По информации экологов, программа ремедиации — это перечень мероприятий по возмещению экологического ущерба путем проведения наиболее эффективных мероприятий по ликвидации последствий аварии и восстановления фонового состояния природной среды.
В рамках реализации данной программы будут рассмотрены вопросы по подъему затонувших вагонов с грузом, а также по мониторингу состояния планктона и водных биоресурсов.
Проверка завершена. Проверка продолжается…
Ольга СИЗОВА,
собкор «ЮГ» по Восточно-Казахстанской области