Президент страны Касым-Жомарт Токаев поставил задачу активно использовать возможности этномедиации, определив в данном направлении ключевую роль Ассамблеи народа Казахстана. О мерах по развитию институтов общественного согласия в интервью рассказал председатель республиканского Совета медиации Ассамблеи народа Казахстана, председатель столичного узбекского этнокультурного центра, член Национального Курултая Шерзод ПУЛАТОВ.
— Шерзод Аббозович, расскажите, пожалуйста, об идее внедрения медиативной деятельности при Ассамблее народа Казахстана.
— Ассамблея народа Казахстана, являясь локомотивом в продвижении и развитии институтов общественного согласия, не обошла вниманием и институт медиации. В 2015 году АНК с привлечением иностранных экспертов и тренеров по медиации, был организован первый обучающий семинар для представителей общественных организаций и этнокультурных объединений. Сегодня Ассамблея продолжает развивать институт медиации — на постоянной основе проводится подготовка медиаторов из числа общественных активистов.
— Что из себя представляет Совет медиации АНК? Какие задачи он выполняет?
— Совет медиации является консультативно-совещательным органом при Ассамблее народа Казахстана. Состав республиканского Совета формируется из числа депутатов Парламента РК, судей, представителей государственных органов, общественных организаций, медиаторов и адвокатов. Основная цель Совета — это развитие института медиации в обеспечении общественного согласия в Республике Казахстан. В его задачи входит координация и систематизация деятельности структур АНК по медиации в сфере общественного согласия, их информационное и методическое обеспечение, а также разработка методических материалов в сфере межэтнических отношений и многое другое. Председатель Ассамблеи — Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев на 31-й сессии АНК от 29 апреля обозначил перед Ассамблеей и ее структурами два направления деятельности — развитие института этномедиации и усиление правозащитной деятельности. В рамках Дня медиации 5 августа под председательством заведующего Секретариатом АНК Азильханова М.А. состоялся республиканский Совет медиации Ассамблеи народа Казахстана, в ходе которого определены задачи по развитию двух указанных направлений. В рамках развития института этномедиации Ассамблея планирует обучать медиаторов новым инструментам разрешения конфликтов, в том числе в сфере переговоров и примирительных процедур. На базе Института прикладных этнополитических исследований МИОР РК создан Центр этномедиации, а также планируется создать учебный центр этномедиации, который будет сфокусирован на обучении госслужащих и представителей гражданского сектора навыкам предупреждения и урегулирования конфликтов в межэтнических отношениях, на методологическом сопровождении деятельности этномедиаторов, а также на формировании пула топовых переговорщиков. Наряду с этим, для предотвращения возможных конфликтов, будет продолжена аналитическо-исследовательская работа по выявлению конфликтных зон. Кроме того, мы планируем внедрять действенные алгоритмы постконфликтного управления, проводится работа по реабилитации участков, в которых конфликты были перенесены на межэтническую плоскость.
— А что означает этномедиация?
— В первую очередь, необходимо отметить, что этномедиация — это настоятельное требование времени. Данный термин сегодня широко применяется на площадках Ассамблеи. Этномедиация — это эффективный способ урегулирования конфликтов, вызванных межэтническими противоречиями, участниками которых могут быть как отдельные лица, так и группы людей. Таким образом, технологии и методы этномедиации могут быть использованы специалистами, работающими в области межэтнических отношений, с целью предупреждения, профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, возникающих между представителями разных этносов или этнических групп.
— Чем продиктована актуализация вопросов предупреждения этнических конфликтов?
— Вы знаете, что укрепление межнационального согласия и продолжение политических реформ — тесно связанные и взаимообусловленные процессы. Наш народ объединен одной судьбой, очень дружный и миролюбивый, но в последнее время появляются отдельные лица, пытающиеся реализовать путем провокаций свои корыстные цели. В нашем обществе все так называемые конфликты межэтнического характера на самом деле не являются таковыми, так как в их основе мы всегда обнаруживаем бытовое разногласие. Нужно понимать, что конфликт на межэтнической почве проходит те же стадии развития, что и любой другой вид конфликта, но имеет свои специфические особенности. Он способен проникать во все другие типы конфликтов, захватывая конфликтные ситуации, сформировавшиеся по другим линиям социального взаимодействия. Если субъектами противостояния, независимо от причины возникновения конфликта, являются представители различных этнических групп, то в своем развитии этот конфликт будет приобретать этническую окраску и на определенном этапе этнические различия могут приобрести доминирующее значение. Большинство особенностей в этнических конфликтах носит социокультурный характер. Например, различия в языке, религии, нормах, ценностях, обычаях, традициях, стереотипах, национальных символах, способах мышления и поведения и т. д. Каждое из этих различий при кризисном состоянии общества может стать поводом или причиной возникновения локального межэтнического конфликта. Окончательно разрешить тот или иной межэтнический конфликт невозможно. Пока существуют этносы, будут периодически возникать противоречия в их взаимодействиях. Поэтому проблема состоит в том, чтобы выявить межэтнические противоречия, не допустить применения насилия, найти эффективные способы урегулирования спорных вопросов. Речь, по сути, идет об управлении межэтническими конфликтами в многоэтническом обществе. Для того, чтобы выработать стратегию управления этническими отношениями, необходимо на всем полиэтническом пространстве найти общие взаимоприемлемые ценности и нормы. Если межэтнический конфликт не удалось выявить и предотвратить на стадии зарождения, то первостепенной задачей является прекращение насилия (если оно имело место). Далее необходимо перевести конфликтное взаимодействие сторон в форму диалога. Если диалог между субъектами конфликта по тем или иным причинам невозможен, то возникает необходимость привлечения посредников, то есть этномедиаторов.
— Как реализуется правозащитное направление в деятельности Ассамблеи?
— Для более результативной работы по защите прав человека Ассамблея укрепляет взаимодействие с Уполномоченным по правам человека. Мы надеемся, что совместными усилиями Ассамблеи и Уполномоченного по правам человека будет создана платформа по снижению уровня насилия в обществе, эффективной борьбе с правонарушениями в сфере семейно-бытовых отношений, а также профилактике преступлений против женщин и детей. В целях активного вовлечения медиаторов в правозащитную деятельность запланирорвана организация диалоговых площадкок по вопросам обеспечения прав граждан, представляющих различные этносы. На базе Домов дружбы будут проводиться приемы и консультации граждан по актуальным вопросам в сфере межэтнических отношений. Кроме того, планируется организовать выезды медиаторов АНК в сельские населенные пункты для оказания правовой помощи населению и решения проблем граждан. Наряду с этим, Ассамблеей предусмотрено проведение заседаний советов медиации с участием государственных органов, НПО, общественных структур АНК по рассмотрению общественно значимых вопросов, связанных с нарушениями прав человека.
— Сколько медиаторов работает в АНК? Какие вопросы они рассматривают?
— На сегодняшний день в реестре Ассамблеи насчитывается около двух тысяч медиаторов, которые с 2016 года удовлетворили более 140 тысяч запросов. Половина из них — 72 тысячи споров — были решены путем посредничества, а оставшаяся половина решена путем консультаций и находятся на рассмотрении. Только за полгода к медиаторам Ассамблеи поступило 3 729 обращений, из них по 1 834 обращениям даны консультации, по 1 106 заключены медиативные соглашения и 789 заявок находятся на стадии рассмотрения. Это большие цифры и очень ответственная работа.
— Куда можно обратиться за услугами медиатора? Медиация — это бесплатная услуга?
— Воспользоваться услугами общественного медиатора может любой гражданин, попавший в конфликтную ситуацию, в том числе если в спор вовлечены представители разных этносов. На сегодняшний день по данным институтов «Қоғамдық келісім» в республике действуют 361 площадок по медиации, из них 17 кабинетов медиации — при региональных КГУ «Қоғамдық келісім» и Домах дружбы, 1 — при университете «Туран-Астана», под эгидой АНК открыты 344 диалоговых площадок, это общественные приемные государственных органов, партии AMANAT, профсоюзные организации, ЦОНы, кризисные центры, школы, поликлиники, районные, сельские акиматы и другие, в которых медиаторы Ассамблеи проводят прием граждан и содействуют в разрешении возникшей ситуации на безвозмездной основе.
— Как повысить статус медиации? Нужно ли обучать людей искусству ведения переговоров массово и как овладеть этим навыком?
— Полагаю, целесообразным включить в школьную образовательную программу отдельный предмет, где уже с начальных классов изучать причины возникновения конфликтов и способов их разрешения с использованием процедуры медиации. В вузах, где преподается юриспруденция и право, включить в программу обучения предмета «основы конфликтологии», изучение методов альтернативных разрешения споров и медиации. — Как вы считаете, любой конфликт можно решить миром? — Практика показывает, что по завершению процедуры медиации, конфликтующие стороны обычно остаются в хороших отношениях, так как они с помощью медиатора сами приходят к разрешению своего спора. Уверен, что тот огромный потенциал, который заложен в институте медиации Ассамблеи, может быть эффективно реализован в новых условиях.
Линара САКТАГАНОВА