spot_img
spot_img

«Құрақ көрпе» и не только, или как в Жетысу развивают ремесленное искусство

Техника шитья «пэчворк» набирает обороты по всему миру. Прийдя от наших практичных предков, в современном мире она стала не только домашним уютным способом рукоделия, но и вдохновением для дизайнеров и декораторов. С помощью этой популярной техники можно изготовить практически все – от постельного белья до панно, детских игрушек, одеял, обшивки мебели, ковриков, неувядающих цветов, модной одежды и много другого. Самым популярным видом изделия в истории и культуре казахского народа стало «құрақ көрпе». Лоскутные одеяла не только украшали быт, но и имели сакральное и символическое значение. Важнейшее из которых – это скрепление семьи, родственных связей. Узоры при этом также несли положительную энергию, выполняя функцию оберега и своеобразной кодировки добрых и светлых пожеланий. Одной из таких современных мастериц, которая не только сохраняет, но и развивает это древнее искусство, является жительница Алматинской области, рукодельница во втором поколении Меруерт Сманова.

Живет она в селе Аккайнар Жамбылского района. За несколько лет рукодельница настолько отточила свое мастерство, научившись шить не только одеяла в национальном стиле, но и камзолы, чапаны, платья, постельное белье, шторы, школьную, рабочую форму и многое другое.

Не отказывает Меруерт, если ее просят перешить, подшить, ушить одежду различной конструкции, ведь она профессиональная швея и в этой сфере с 2005 года. Сначала работала на швейной фабрике «Түскиіз» в г.Алматы, где шила камзолы, безрукавки, чапаны. В 2007 году перешла работать на фабрику национальной одежды «Ерке-Нұр». Там же научилась шить школьную форму. Вернувшись в 2012 году в родное село супруга, профессиональная швея и рукодельница продолжила работать на дому, на швейной машине свекрови. Супруг Меруерт Толеген Боранбаев тоже отличается работоспособностью и мастерством. Он строитель-отделочник. Сначала он построил дом для своей семьи, а затем, купив недостроенное жилье, полностью его отремонтировал, как снаружи, так и внутри. И все своими руками. «Творчество – это у нас семейное», — улыбаясь, говорит он.

«Любовь к шитью привила мне моя мама. Научила основам пошива «құрақ көрпе» и работе на ручной швейной машинке. У мамы было 12 детей, а я была самой младшей, поэтому весгда была рядом. Многое переняла, многому научилась. Теперь продолжаю ее дело», — делится Меруерт Сманова, которая сама воспитывает троих детей.

К слову, сейчас Меруерт Нурдаулеткызы представляет свои работы посредством социальных сетей. Число подписчиков приблизилось к 15 тысячам. Тому, как правильно вести и продвигать свою страницу, она обучилась на специальных платных годовых онлайн-курсах.

— Раньше я не знала возможностей социальных сетей. Пользоваться интернетом научил меня мой сын Ерасыл, который учится в 8 классе. Он многое мне показал. Сначала все, что я делаю, снимал на видео, затем монтировал и размещал весь рабочий процесс в сети. Вместе с ростом количества подписчиков все чаще стали звучать просьбы, чтобы я не просто показывала, но и объясняла, как и что делаю. Так я научилась на камеру внятно, просто и доступным языком рассказывать обо всем, что я умею. Обучалась на онлайн-курсах. Девять месяцев спустя освоила «Ютуб». Несмотря на то, что я сначала была против того, что сын меня постоянно снимает, когда я работаю, он все равно не отступил, теперь работа в интернете приносит мне небольшой, но доход. Но, самое главное, я могу делиться своими знаниями, опытом и мастерством со всеми желающими в разных уголках мира. Продвигать таким образом наше национальное искусство, хранить и развивать наследие наших предков. Для меня это очень важно», — рассказала М. Нурдаулеткызы.

Учитывая спрос, Меруерт изготавливает не только национальную одежду и «құрақ көрпе», но и обычные одеяла, подушки, одежду повседневного использования и с удовольствием шьет для своих клиентов. Изготовленные вне заказов изделия реализует на рынке в г.Алматы. Через интернет получала заказы с городов Тараз, Усть-Каменогорск.

О больших заказах и расширении производства Меруерт пока не думает, для этого сначала нужно изучить возможности господдержки.

«Сейчас моя дочь пошла в 1-ый класс, поэтому мне нужно провожать  ее из школы и встречать, помогать делать уроки. Плюс домашние хлопоты. Поэтому пока мне удобно принимать заказы на дому, их не так много, но клиенты у меня есть. Я слышала, что есть разные виды господдержки таких предпринимателей, как я. Мне предстоит изучить этот вопрос, в будущем я этим займусь», — говорит она.

По словам специалистов, лоскутное шитье сейчас весьма популярно и вызвало новую волну интереса, возрождая старинное традиционное ремесло. Ведь такие изделия, отличающиеся яркими цветами, красивым орнаментом и узорами, не только полезны, но и приятны в использовании, а также с легкостью украсят любой уголок в доме, офисе, добавив тепла и красок. К тому же пэчворк снимает стресс, помогает успокоиться и настроиться на мирное созидание. Наиболее тесно связано «құрақ көрпе» с семейными традициями, укреплением родственных уз. Не зря ведь корпе были и остаются обязательной составляющей приданого невесты, но не только для использования в быту, но  и как напоминание об отчем доме и родном крае. , Кроме того, лоскутное шитье является лечебным средством, как метод цветотерапии.

Меруерт Нурдаулеткызы отмечает, что секрет популярности «құрақ көрпе» заключается в энергии, которую человек передает каждому изделию через тепло рук, творческое вдохновение и добрые пожелания:

-Дело ведь в том, что в каждую работу вложена душа. Любовно подбираю цвета тканей, выстраиваю дизайн, не нарушая древней технологии.  У каждой рукодельницы свой орнамент, свой способ лоскутной техники или вышивки, передаваемый из поколения в поколение. Это настоящая эксклюзивная ручная работа, которая требует огромного терпения. Зато результаты не разочаруют. Особенно отрадно, что по области у меня немало единомышленников, пусть мы лично не знакомы, но зато лоскутным шитьем увлекается все больше людей. Это ведь наше традиционное ремесло, которое важно сохранить и передать молодежи. Это необходимая часть семейного, духовного и патриотического воспитания, — говорит она.

Вот такие они, наши мастерицы-рукодельницы – хранительницы семейного очага и культурного наследия предков – скромные и талантливые труженицы.

Стот отметить, что Талдыкорганский центр «Жетісу шеберлер», созданный ОО «Алтын адам», объединяет порядка 120 предпринимателей, занимающихся производством национальных ювелирных украшений, войлочных, кожаных изделий, текстиля и вязаных вещей, музыкальных инструментов и конного снаряжения. При этом в реестре РПП «Атамекен» по Алматинской области состоят 59 предпринимателей-ремесленников. К слову, жетысуские мастера прикладного национального искусства получают заказы с разных стран мира.

 Залина Атабаева

Алматинской област.

Әзербайжан астанасында Алматы облысының күндері өтуде

Баку тұрғындары мен қонақтары Алматы облысының мәдениеті мен табиғи...

Жетісу облысында 11 жастар ресурстық орталығы жұмыс істейді

Жетісу облысында жастармен, соның ішінде NEET санатындағы жастармен жұмыс...

Қайырымдылық – жүректен: Ұзынағаш тұрғындары «Мектепке жол» акциясына белсене қатысуда

«Қайырымдылық жасасаң, қайырын өзің көресің» дейді қазақ. Жоқ-жітікке қарасу,...

Алматы облысында «Ассамблея жастарының» республикалық слеті өтті

Еліміздің әр аймағынан жиналған белсенділер өңірдің көрікті мекендерін аралап,...

Жетісу облысында көпбалалы аналарға арналған алғашқы тігін цехы ашылды

Бүгін Жетісу облысының Текелі қаласында әйелдер кәсіпкерлігін дамыту орталығының...