Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современного образования, который позволяет перевести образовательное учреждение из режима функционирования к развитию, при этом значительно повышается и качество образования, так как у всех субъектов образования систематизирующими оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности становится ведущей.
Необходимость акмеологического подхода в учебно-воспитательном и управленческом процессе высшей школы очевидна, поскольку общество ожидает от вуза, что его выпускники будут коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими самостоятельно строить индивидуальную траекторию развития. Акмеологические приемы, акме-технологии предлагают практическое решение вопроса личностного и профессионального успеха.
Актуальность акмеологии обусловлена особым интересом в педагогике и методике к проблеме качества образования. В связи с этим профессорско-преподавательский состав кафедры иностранных языков и переводческого дела КазНУ им. аль-Фараби осуществляют поиск оптимальных, наиболее эффективных способов, влияющих на качество образования. Создаются новые педагогические технологии, актуализируются уже известные, поскольку все более явной оказывается невозможность традиционной образовательной системы соответствовать новым социокультурным и экономическим условиям Республики Казахстан.
Акмеология как принципиально новая наука, истоки которой находятся в педагогике и психологии, и проблема повышения качества образования активно исследуются в рамках научно-исследовательских проектов, которые разрабатываются кафедрой. Методические и технологические аспекты, понятийный и методологический аппараты акмеологии позволяют рассматривать возможность изучения и практического применения акмеологического подхода в контексте проблемы «качество образования».
Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. К настоящему времени, помимо общей акмеологии, оформились такие ветви акмеологии, как управленческая, педагогическая, спортивная и др.
Акмеологические технологии направлены на развитие внутреннего потенциала, повышение профессионализма и адаптационных возможностей человека. Они включают комплекс естественнонаучных и гуманитарных знаний, приобретают акмеологическую основу. Особенности акмеологических технологий обусловлены внутренней установкой субъекта на ее разработку и внедрение. Объектом технологизации становятся личностные зоны развития человека, способы и средства жизнедеятельности, профессионального становления.
Структура акмеологических технологий может быть представлена следующим образом:
— цель и задачи технологии;
— методологическая основа;
— принципы разработки;
— условия технологического процесса;
— анализ конкретной ситуации;
— характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия;
— этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели;
— способы прогнозирования результатов;
— внедрение.
К числу акмеологических можно отнести следующие технологии:
— игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования),
— технологии психоконсультирования,
— тренинговые технологии,
— технологии развивающего обучения,
— технология личностно-ориентированного обучения,
— метод проектов.
Профессиональное становление и развитие педагога невозможно без сформированных проектировочных умений. В настоящее время профессионализм преподавателя определяется его способностью к диагностике, прогнозированию и моделированию педагогического процесса, иными словами, уровнем владения проектировочными умениями.
Педагог должен быть исследователем, для которого чрезвычайно важным являются аналитические способности, умение определять цели и задачи своей деятельности, планировать методическую работу, умение формулировать прогнозируемые результаты и корректировать свою деятельность на основе данных педагогического мониторинга. Проектировочные умения необходимы преподавателю-акмеологу для выстраивания своего профессионального роста, определения тех профессиональных вершин, достижение которых будет способствовать повышению педагогического мастерства и качества образования.
Необходимым условием повышения качества образования в акмеологическом контексте является здоровье обучающихся. Здоровье взрослого человека является той ценностью, основы которой формируются в детские, подростковые и юношеские годы. Имеются все основания для рассмотрения здоровья как одного из важных условий повышения качества образования. От здоровья человека, умения его управлять своими эмоциями во многом зависит успешность в профессиональной и личной сферах жизни.
В настоящее время в понятие «здоровье» включается нравственное и духовное благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих:
— здоровье физическое,
— здоровье психическое,
— здоровье социальное,
— здоровье нравственное.
Рассмотрение здоровья обучающихся с позиций акмеологии вполне оправдано, поскольку достижение вершин возможно при условии, что человек владеет навыками саморегуляции, управления всеми составляющими здоровья.
Качественное образование предполагает совокупность таких свойств объекта, которые обусловливают его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств. Качественное образование обеспечивается всеми уровнями образовательной системы. И именно преподаватель является одним из непосредственных участников образовательно-воспитательного процесса и управленческий потенциал образовательного учреждения.
Преподаватели кафедры иностранной филологии и
переводческого дела КазНУ им. аль-Фараби
О.А. Куратова, С.В. Новикова