12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Государственные закупки в современной экономике имеют важную роль и составляют значительную часть расходов бюджета страны.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими споры по указанным вопросам, являются Конституция РК, Гражданский кодекс РК, Закон РК «О государственных закупках» от 4 декабря 2015 года. Осуществление государственных закупок основывается на принципах:

1) оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок; 2) предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом; 3) добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков, недопущения сговора между участниками закупок; 4) открытости и прозрачности процесса государственных закупок, в том числе с соблюдением законных прав поставщиков на коммерческую тайну (до подведения итогов государственных закупок); 5) оказания поддержки отечественным производителям товаров, а также отечественным поставщикам работ и услуг в той мере, в которой это не противоречит международным договорам, ратифицированным РК; 6) ответственности участников государственных закупок; 7) недопущения коррупционных проявлений; 8) приобретения инновационных и высокотехнологичных товаров, работ, услуг; 9) соблюдения прав на объекты интеллектуальной собственности, содержащиеся в закупаемых товарах. Процесс государственных закупок включает в себя разработку и утверждение годового плана государственных закупок (предварительного годового плана госзакупок); выбор поставщика, заключение с ним договора, а затем его исполнение. В настоящее время к юрисдикции гражданских судов относятся споры, возникающие на стадии исполнения договора о государственных закупках. Это споры, связанные с изменением, расторжением договоров и их исполнением, признанием недобросовестными участниками государственных закупок. При этом, значительную часть (более 40 процентов), составляют споры о признании поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок В соответствии со ст. 12 Закона, реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень потенциальных поставщиков или поставщиков, предоставивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям и (или) документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение; потенциальных поставщиков, определенных победителями, уклонившихся от заключения договора о госзакупках; поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о госзакупках. В судебном порядке вопрос о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок рассматривается по двум основаниям: – в случае, указанном в п. п. 1) ч. 1 настоящего пункта, организатор государственных закупок, единый организатор госзакупок, заказчик либо уполномоченный орган обязаны не позднее 30 календарных дней со дня, когда им стало известно о факте нарушения потенциальным поставщиком или поставщиком законодательства РК о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок. В случае, указанном в п. п. 3) ч. 1 настоящего пункта, заказчик обязан не позднее 30 календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства РК о госзакупках, обратиться с иском в суд о признании такого поставщика недобросовестным участником госзакупок, за исключением случаев, которые в совокупности удовлетворяют следующим условиям: выплаты поставщиком неустойки (штрафа, пени); полного исполнения договорных обязательств; отсутствия ущерба, причиненного заказчику. Таким образом, недобросовестным участником государственных закупок потенциальный поставщик либо поставщик может быть признан в судебном порядке в случае предоставления недостоверной информации либо неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договорам о госзакупках. Основная масса исков о признании поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок связана с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по заключенным договорам о госзакупках. Анализ споров свидетельствует о том, что необходимо выработать единые правовые позиции не только в отношении поставщиков, но и в отношении заказчиков. Нередко в судебной практике встречаются случаи, когда разногласия возникающие между заказчиком и поставщиком являются результатом ненадлежащего информационного обеспечения закупки, когда объявление об объекте закупки составляется некорректно либо содержит сведения о конкретном производителе. Примером может служить следующее гражданское дело по иску НАО «Университет» к ТОО о признании недобросовестным участником государственных закупок. На основании заключенного между сторонами договора о госзакупках товара, ответчик обязался поставить истцу сухие строительные смеси для работ внутри помещений: шпатлевка на гипсовой основе и финишная шпатлевка на полимерной основе, предназначенные для выравнивания и окончательной отделки стен и потолков. Поставка товара поставщиком произведена 1 марта 2022 года, однако в приемке товара заказчиком отказано ввиду несоответствия требованиям технической спецификации, оформленной актом рекламации комиссией в составе представителей заказчика без участия поставщика. Акт содержит основные характеристики ожидаемого товара, заявленные в технической спецификации по которым с позиции заказчика имелись существенные расхождения с поставленным товаром.

Вместе с тем, из представленных ответчиком и имеющимся материалах дела фотоснимков товара в упаковке и сертификатов соответствия товара требованиям СТ РК следовало, что: – прочность сцепления с основанием (адгезия) не менее 0,5 Мпа, заявленная в гипсовой штукатурке, приобретенной поставщиком, соответствует технической спецификации; – толщина слоя раствора смеси допустимого для укладки на поверхность, 0,5-150 мм заказчиком указана некорректно, так как слой штукатурки в 15 см является неприемлемым и не соответствует сборнику (СН РК 8.02-05-2002) № 15 , № 61 и технологической карте ТКСН РК 8.07-06-2017 п.4.1, где толщина штукатурки не должна превышать 20 мм, поэтому толщина слоя указанная в товаре поставщика 1-50 мм, соответствует требованиям нормативов стандартизации; Заказчик в технической спецификации и в акте рекламации сослался на стандарты конкретного производителя торговой марки «Аlina group», что является некорректным. Суд, отказывая в признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок указал, что товары, закупаемые в рамках госзакупок должны отвечать стандартам РК. Другой пример: на основании заключенного договора о государственных закупках, ТОО «В» осуществило поставку товара в срок, установленный договором, однако в приемке товара заказчиком отказано со ссылкой на несоответствие товара требованиям технической спецификации. Вместе с тем, материалами дела подтвердилось, что основанием для отказа в приемке товара является допущенная заказчиком ошибка при составлении технической спецификации. При объявлении госзакупок и в последующем при заключении договора заказчик в технической спецификации ошибочно указал о необходимости поставки бумаги офисной в пачках по сотне листов. В соответствии с утвержденными стандартами, «Бумага офисная» выпускается, как правило, в пачке по 500 листов. Заказчик после заключения договора о госзакупках, обнаружив допущенную ошибку, предложил поставщику расторгнуть договор, однако поставщик отказался от расторжения договора. Таким образом, выполнение договора оказалось невозможным в результате допущенной заказчиком ошибки в технической спецификации. Несмотря на это, заказчиком необоснованно был поставлен вопрос о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок. Суд пришел к выводу о том, что допущенная заказчиком ошибка не должна влечь для поставщика неблагоприятных последствий, и отказал в иске о признании поставщика недобросовестным участником госзакупок. При осуществлении госзакупок способом запроса ценовых предложений, в соответствии со ст. 38 Закона, организатор госзакупок размещает на веб-портале информацию о количестве товара, объемах выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом проводимых госзакупок, с указанием сумм, выделенных для них. Также он должен разместить краткое описание закупаемых товаров, работ, услуг с указанием национальных стандартов, а в случае их отсутствия межгосударственных стандартов на закупаемые товары, работы, услуги. При отсутствии национальных и межгосударственных стандартов указываются требуемые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики закупаемых товаров, работ, услуг с учетом нормирования государственных закупок. При этом, краткое описание закупаемых товаров должно содержать требование к поставщикам о предоставлении документов, подтверждающих соответствие поставляемых товаров требованиям, установленным техническими регламентами, положениями стандартов или иными документами в соответствии с законодательством РК. В размещаемой информации, предусмотренной п. 1 настоящей статьи, не допускается содержание указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя, а также иных характеристик, определяющих принадлежность приобретаемого товара, работы, услуги отдельному потенциальному поставщику, за исключением отдельных случаев, предусмотренных Законом. Заказчики в процессе осуществления госзакупок, определяя их предмет, должны доводить до потенциальных поставщиков информацию, достаточную для формирования потенциальным поставщиком своих предложений. Отсутствие достаточной информации или ее некорректная формулировка нарушают вышеуказанные положения Закона, создают препятствия участникам госзакупок оценить экономическую целесообразность их участия, формировать ценовое предложение. Нарушения, допускаемые заказчиками, нивелируют условия проведенных закупок, не соответствуют принципам осуществления госзакупок. При рассмотрении дел данной категории суды оценивают действия сторон исходя из следующего: наличие или отсутствие негативных последствий, длительность сроков нарушения обязательств, объем неисполненного обязательства, социальная значимость объектов строительства или поставляемых товаров, оказываемых услуг, имеются ли объективные причины ненадлежащего исполнения, какие меры принял поставщик для исполнения обязательства, степень вины заказчика. В данной статье хотелось обратить внимание на необходимость соблюдения требований Закона при осуществлении государственных закупок не только поставщиками, но и заказчиками. При разрешении споров, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, суды применяют положения специального Закона с учетом положений Гражданского кодекса и других законов с целью обеспечения прав и интересов, как заказчика, так и поставщика.

Мира КАДЫРОВА,
судья ВосточноКазахстанского
областного суда

МЕМОРАНДУМ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Национальный научный онкологический центр (ННОЦ) Республики Казахстан и инновационная...

В АЛМАТЫ ОБСУДИЛИ ПРОБЛЕМУ ХОБЛ И ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА

В Алматы состоялся паблик-ток, посвященный хронической обструктивной болезни легких...

Қазақстандықтар арасындағы достық байланыстар қаншалықты берік? ҚСЗИ әлеуметтік сауалнама деректерін жариялады

Айгуль Забирова, ҚСЗИ бас ғылыми қызметкері, әлеуметтану ғылымдарының докторы, профессор Қазіргі таңда...

Тәуелсіз елдің тұғыры – Конституция

Аспан астында өз алдына ту тіккен әрбір елдің ең...

« Балалар қорғау күніне орай, шағын футболдан жолдастық кездесу өтті!»

Алматы қаласы, бойынша қылмыстық-атқару жүйесі департаменті Алматы қаласы, №11...