На юридическом факультете Казахского национального университета им. аль-Фараби состоялся международный научно-практический семинар на тему «Совершенствование цифровизации государственных услуг в эпоху глобализации», организатором которого стала кафедра теории и истории государства и права, конституционного и административного права.
Цифровые технологии, включая искусственный интеллект, кардинально меняют правовые системы мира. Они влияют на нормотворчество, правоприменение и юридический анализ, способствуя повышению прозрачности правосудия и обеспечению доступа к информации. Всемирный банк использует эти технологии в предоставлении более эффективных и доступных правовых услуг, а ООН отмечает их роль в преодолении кризисов. Цифровая юридическая наука использует информационные технологии для анализа и правоприменения, что обеспечивает повышение точности и оперативности правового регулирования. Внедрение искусственного интеллекта, автоматизация правовых процессов и развитие цифровой аналитики способствуют прогрессу в судебной сфере, укреплению системы правосудия. На семинаре, где выступили ведущее ученые из Казахстана, России, Узбекистана, основное внимание было уделено правовому регулированию процесса цифровизации, а также применению искусственного интеллекта в процессе судопроизводства.

Этические вопросы ИИ
Рассматривая проблему правового регулирования внедрения искусственного интеллекта в сферу государственного управления РК, нужно отметить, что особое значение имеют вопросы этики при использовании ИИ.
Здесь в первую очередь необходимо обращать внимание на защиту прав граждан, конфиденциальность данных и ответственность за ошибки, совершенные ИИ. Необходимо определить, кто несет ответственность за действия ИИ – госорганы, разработчики или пользователи. Кроме того, использование ИИ часто связано с обработкой больших объемов данных, включая персональные данные граждан, что требует соблюдения законодательства о защите данных и обеспечения безопасности информации.

Офиса Банковского Омбудсмана РК
Специфика деятельности банковского Омбудсмана
Банковский омбудсман способствует повышению финансовой грамотности и доверия к банковской системе, регулирует споры между заемщиками и банками, формирует предложения по улучшению нормативной базы.
За период с 2013 по декабрь 2024 года было рассмотрено более 12 тысяч обращений. С 21 декабря 2024 года вступили в силу изменения, которые расширили его полномочия. Так, в настоящее время юрисдикция омбудсмана распространяется на все виды займов: ипотечные, автокредиты, потребительские. Также решение омбудсмана обязательны для банков, введены строгие сроки для исполнения решений банками. Срок полномочий омбудсмана продлен до трех лет. Данные законодательные изменения значительным образом увеличили и статистику обращений. Так, с 23.12.2024 года по 24.02.2025 год уже поступило 3 379 обращений. Таким образом, Банковский омбудсман играет важную роль в защите прав граждан.

О безопасности данных
Цифровизация уголовного процесса в России сталкивается с рядом проблем, среди которых недостаток инфраструктуры.
Так, в некоторых регионах РФ отсутствует необходимая техническая база для полноценной цифровизации, что затрудняет внедрение электронных систем. Также есть и правовые барьеры: существующие законы и нормативные акты могут не учитывать особенности цифровых технологий, что создает правовые пробелы и неопределенности. Отметим проблему обеспечения безопасности данных. В настоящее время существует угроза утечки личной информации и данных уголовных дел, поэтому, несомненно, необходимы надежные системы защиты информации.

Тайна, охраняемая законом
В России существует на данный момент большое число государственных сервисов, предоставляющих возможность электронного взаимодействия с госорганами.
Одним из наиболее удобных и всеобъемлющих является сервис «Госуслуги». Безопасность данных обеспечивается по целому ряду направлений: человеческий фактор нивелируется благодаря эффективному правовому регулированию и установлению отдельной ответственности для операторов данных и иных лиц с аналогичными полномочиями, обеспечение защиты от фишинга и взлома происходит за счет широкоформатных мероприятий по цифровой гигиене и постоянному мониторингу – выявлению и устранению ошибок. На сегодня уровень безопасности данных в государственных сервисах, в особенности, в сервисе «Госуслуги» можно считать удовлетворительным. Требуется продолжение работы с самими пользователями в части разъяснений способов защиты от фишинга. Технологическая же и регулятивная сторона вопроса разработана качественно.

Отвечая на вызовы
Узбекистан активно развивает процессы цифровизации системы, что свидетельствует о стремлении страны к революции и повышению эффективности государственного управления.
К 2024 году в стране было введено более 30 законов, около 60 актов Президента и более сотни постановлений властей, регулирующих цифровую среду, защиту данных и кибербезопасность. Комплексное развитие нормативно-правовой базы создало условия для развития цифровых технологий, повышения уровня суверенитета и повышения эффективности госуправления. Принятые законы и нормативные акты, направленные на защиту национальных данных, регулирование электронной коммерции и киберугрозы, подтверждают динамику развития системы страны и ее интеграцию в глобальное цифровое сообщество. Стратегия «Узбекистан–2030» ставит перед собой цели по развитию интеллектуального потенциала молодежи и стимулированию научной деятельности, включая широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Этого требует стратегический курс Узбекистана по развитию образовательной занятости в области цифровых технологий.

конституционного административного права КазНУ им. аль-Фараби, д.ю.н.
В новую эпоху
Согласно оценке ООН, Казахстан демонстрирует прогресс в области цифровизации: наша страна занимает 24 место среди 193 государств, а также входит в десятку лидеров по индексу онлайн-услуг.
Граждане активно взаимодействуют с коммерческими организациями, электронным правительством, обществом, поэтому защита персональных данных приобрела важное значение с юридической точки зрения. К примеру, Интернет-мошенничество в 26 процентах случаев является результатом неправомерного доступа к личным данным граждан. Обман граждан, связанный с онлайн-услугами, займами и покупками в Интернете в 2024 году повлек ущерб в размере 11,4 млрд тенге, что почти в три раза больше, чем в 2023 году. Для защиты прав человека в цифровом пространстве, в частности борьбы с интернет-мошенничеством, созданы новые органы: киберполиция и антифрод-центр. Специализированные группы «Киберпол» созданы и действуют во всех регионах. Они занимаются расследованием интернет-мошенничеств. Антифрод – система, предназначенная для выявления и предотвращения мошеннических операций. Основная задача – обеспечение безопасности финансовых транзакций и защита средств клиентов. Антифрод-центр создан на базе Национального Банка РК, занимается предотвращением платежных транзакций с признаками мошенничества в круглосуточном режиме, и работает с 1 января 2024 года. Отметим, что в РК разрабатывается Цифровой кодекс, а во всех вузах введен новый предмет – финансовая грамотность. В УК РК введена новая норма ст. 217 – создание и руководство финансовой (инвестиционной) пирамидой.

конституционного административного права КазНУ им. аль-Фараби, д.ю.н.
Механизмы защиты
В этом процессе большую роль играет Президент РК как основной гарант прав и свобод человека и гражданина.
Глава государства в своих Посланиях подчеркивает важность цифровизации в деле обеспечения, гарантирования и защиты прав и свобод граждан РК. Казахстан достиг во внедрении цифровизации больших успехов, опираясь на опыт ведущих в этой сфере стран, таких, как Сингапур, Эстония, Дания и других. В РК в 2004 году Указом Президента было создано Электронное Правительство, действует программа Цифровой Казахстан. Цифровизация предоставляет для граждан Казахстана международные платформы для сотрудничества в политике, науке, культуре и духовной сферах. Информационные технологии приносят огромную пользу, но и порождают большие риски и создают большие сложности. Их использование, особенно ИИ, требует осторожности и особого подхода. Это очень важно в сфере защиты прав и свобод граждан, в частности, при защите персональных данных. В связи с этим особое значение приобретает соблюдение законодательства о защите персональных данных и в целом обеспечение информационной безопасности.

конституционного административного права КазНУим. аль-Фараби, д.ю.н.
Трансформация государственного сектора
В РК развитие современных инфокоммуникационных технологий позволяет реализовать самые смелые задачи, касающиеся цифровой трансформации госуправления.
По статистическим данным, численность пользователей портала e-Gov превышает 14 млн человек, что свидетельствует о востребованности цифровых государственных услуг. Платформа электронного правительства – это интегрированная система, объединяющая госорганы и предоставляющая публичные услуги через Интернет, терминалы или мобильные устройства. Это не просто онлайн-формат работы госорганов, а новый подход к государственному управлению, при котором государство становится проактивным партнером, обеспечивающим прозрачность и качество во всем – от получения соцвыплат до регистрации бизнеса. Портал e-Gov уже обеспечивает более 90 процентов госуслуг. Исключение посредников и автоматизация процессов позволили значительно снизить коррупционные риски и обеспечить прозрачность государственных операций и административных процедур. Использование блокчейн-технологий и алгоритмов анализа данных позволяет госорганам принимать более объективные решения. Перспективы развития электронного правительства связаны с дальнейшим расширением его функционала, то есть со стопроцентной цифровизацией всех услуг. Также важным шагом на пути цифровой трансформации является интеграция ИИ. Разработка интеллектуальных помощников, таких, как eGov AI, позволит гражданам получать персонализированные консультации в режиме реального времени, а алгоритмы машинного обучения помогут госорганам предугадывать запросы населения и оперативно реагировать на возникающие проблемы. Это не просто ускорит процесс обработки обращений, но и создаст систему предиктивного управления, при которой будет возможным предотвращение потенциальных проблем, а не реагирование на них постфактум.

конституционного и административного права юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби, д.ю.н.
Формируя актуальный формат
Цифровизация образования представляет собой внедрение цифровых технологий в учебные и управленческие процессы учебных заведений, охватывая использование онлайн – курсов, электронных библиотек, систем управления обучением (LMS), виртуальной реальности и другой важный и нужный современный инструментарий.
Важными компонентами (ЦОС, DSP от англ. Digital signal processing) являются электронные образовательные ресурсы: интерактивные силлабусы, программы микроквалификаций, электронные учебные курсы, электронные учебники), которые будут совершенствовать учебный процесс. Наряду с позитивными достоинствами цифровизации хочется отметить основные угрозы, такие, как цифровая дискриминация граждан государством и частными корпорациями на основе злоупотребления персональными данными и накопления данных о гражданах; кибератаки и компьютерное мошенничество; кибербуллинг; троллинг; информационные войны и другое. Однако цифровые технологии важны в образовании для повышения доступности, для поощрения персонализированного обучения, повышения вовлеченности и оснащения обучающихся и слушателей навыками, необходимыми для успеха в цифровом пространстве. Цифровизация сыграет в ближайшем будущем важную роль в формировании нового формата сферы образования в Казахстане и решит все имеющиеся проблемы в процессе цифровой трансформации.

ФМО КазНУ им. аль-Фараби, к.ю.н.,
Обеспечить доступность знаний
Важность цифровизации образования для нового Казахстана заключается в улучшении образовательных услуг, обеспечении доступности знаний для различных слоев населения, а также в подготовке граждан к требованиям современного рынка труда.
К недостаткам цифровизации современного образования с уверенностью можно отнести: снижение значимости преподавателя как субъекта образовательного процесса; проблемы с низким уровнем цифровой грамотности педагогов и обучающихся; проблемы с качеством контента: не все учебные материалы в цифровом формате имеют нужное качество, и не всегда преподаватели готовы к использованию цифровых технологий. Острыми являются вопросы о подготовке специалистов, обладающих соответствующими профессиональными компетенциями; ухудшение качества физического и психического здоровья обучающихся из-за постоянной работы за электронными устройствами (компьютеры, планшеты, мобильные телефоны); проблемы с доступностью Интернета и техническое обеспечение учебных заведений; кибербезопасность и защита данных. Однако важным представляется создание эффективной и доступной образовательной среды для обучающихся, и госорганам необходимо постоянно работать над устранением негативных сторон цифровизации.

Важный элемент реформ
Цифровизация госуслуг стала важным элементом реформ, влияющих на качество взаимодействия граждан с госорганами.
Этот процесс направлен на повышение эффективности управления и улучшение качества жизни граждан, внедряя «человекоцентричную» модель, в которой главными приоритетами являются интересы граждан. Одним из важнейших шагов стал запуск мобильного приложения eGov («государство в смартфоне»), которое позволяет получать госуслуги в любое время и в любом месте. Электронные платформы также обеспечивают прозрачность и подотчетность, позволяя отслеживать статус обращений и снижать коррупционные риски. Кроме того, цифровизация упрощает процесс, исключая практику подтверждения информации, уже имеющейся в государственных базах данных. Вместе с тем, несмотря на очевидные преимущества, цифровизация сталкивается с вызовами, в том числе связанными с обеспечением безопасности данных. Защита личной информации граждан на онлайн-платформах требует высоких стандартов безопасности. Цифровизация в Казахстане демонстрирует прогресс, но для полной инклюзивности необходимо продолжать работу по расширению инфокоммуникационной инфраструктуры и повышению цифровой грамотности среди населения, чтобы обеспечить доступность и высокое качество государственных услуг для всех граждан.