Очень часто мы читаем в прессе, смотрим на телевидении разного рода материалы, связанные с деятельностью государственных служащих. В комментариях, кто-то оценивает их работу положительно, другие-высказывают негативное мнение. Но как все мы понимаем, роль государственных служащих в формировании политики нашего государства, очень высока. Скажите, чем занимается Ваш Департамент, какие задачи поставлены перед Вами?
В целом, миссия нашего Агентства по делам государственной службы заключается в реализации единой государственной политики в сферах государственной службы, оценки качества оказания государственных услуг, за исключением государственных услуг, оказываемых в электронной форме и государственного контроля за качеством оказания государственных услуг. Поэтому, наша задача — повысить благосостояние граждан, а это – важный показатель эффективности работы госаппарата.
Считаем, что данная задача должна быть основной в работе всех госорганов и каждого государственного служащего. Для оптимальной реализации проводимых реформ требуется повышение доверия населения к государственному аппарату.
В этой связи, как мы понимаем, государственная служба должна быть привлекательной. Наше Агентством в прошлом году стало автором ряда нормативных актов, способствующих устранению излишних барьеров при поступлении на госслужбу, упрощению порядка «выхода» из нее, дебюрократизации госаппарата, обеспечению госслужащих ротационными выплатами, введению гибкого графика работы и ряда других действенных изменений.
При этом, необходимо отметить, что отдельный акцент нашей работы направлен на защиту прав и законных интересов граждан.
Поскольку одним из направления нашей миссии является контроль за качеством оказания госуслуг, мы изучаем состояние работы в этом направлении путем проведения общественного контроля, анализа бизнес-процессов оказания услуг, изучаем отказы в оказании госуслуг в режиме удаленного доступа, участвуем с услугодателями в работе по внутреннему контролю за качеством оказания госуслуг. Наша цель — выявить имеющиеся пробелы в процедурах оказания госуслуг, а также иные коллизии, препятствующие качественному оказанию услуг населению.
Хотелось бы остановиться- в чем заключается Ваша работа в защите прав граждан, восстановлении их прав?
Каждое обращение для нас-это сигнал для принятия решений. Конечно, не всегда приведенные доводы подтверждаются, это мы выявляем в ходе проверки. Тем не менее, при рассмотрении обращений мы, по-возможности, стараемся привлечь заявителей, итоги проверок доводим до их сведения в установленный законом срок. На процедурах заслушивания разъясняем порядок изучения приведенных доводов, каждой стороне проверочного процесса даем возможность высказать свою позицию и только, в последующем, предоставляем окончательный ответ.
Правильно ли я поняла, что каждый гражданин имеет право на качественное получение услуг и Вы, как уполномоченный орган, встает на защиту его интересов?
Да, действительно, мы стараемся быть клиентоориентированными и призываем к этому все госорганы, оказывающих госуслуги и, в целом, работающих с гражданами. Ведь основной долг каждого госслужащего-служить во благо народу и обществу.
Могли бы Вы привести примеры защиты прав услугополучателей?
К примеру, в Департамент обратился гражданин Е. в связи с тем, что в одном из ЦОНов города при обращении за получением госуслуги “Формирование индивидуального идентификационного номера иностранцам, временно пребывающим в Республике Казахстан” с него, неправомерно взимали оплату за услугу, которая фактически оказывается бесплатно.
Принятыми мерами, денежные средства были возвращены заявителю, а виновное лицо наказано.
Встречаются случаи неправомерного отказа в оказании услуги, когда от услугополучателей требуют излишние документы, а также не обеспечивают проведение процедуры заслушивания по причине принятия услугодателем неблагоприятного акта.
Тем самым, заявитель не просто лишается права вовремя получить услугу, но и не получает соответствующее разъяснение от услугодателя по основаниям отказа, что вызывает поступление обоснованной жалобы и создает негативный резонанс.
Подобный случай имел место при оказании государственной услуги «Предоставление исходных материалов при разработке проектов строительства и реконструкции (перепланировки и переоборудования).
После вмешательства Департамента, заявитель получил госуслугу и с ним проведена процедура заслушивания.
В целом, за 2023 год, процент восстановленных прав составляет свыше 80%.
Встречаются случаи несвоевременного оказания госуслуг, в таком случае, мы принимаем меры ответственности в отношении виновных лиц.
Данная работа нами будет продолжена.
Руководитель Департамента
Агентства РК по делам государственной службы
по городу Алматы Әлімхан Ш